Четверг, 25 апреля
Меню

Все решает командир

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 609
Все решает командир

В год 73-ей годовщины Победы над фашизмом исполнилось 96 лет ветерану Великой Отечественной войны, ветерану труда Сембаю Темешеву. Аксакал принимал участие в боях за освобождение Киева, был тяжело ранен. После войны 40 лет отработал в родном селе. О нем написаны две книги, материалы для которых собирал он сам. В них и в статьях прессы – рассказы его военной и трудовой биографии. Но есть что сказать и сегодня, в дни празднования Победы: вспомнить о фронтовых годах, боевых товарищах, и передать молодому поколению слова напутствия.

Девяносто шесть лет С. Темешеву – официально. Но на самом деле, рассказывает аксакал, – 97. Сельсоветы тогда выдавали свидетельства о рождении только по требованию. И зачастую казахские родители хоть немного, на 1-2 года, но занижали своим детям возраст, опасаясь сглаза и скрывая сакральные даты рождения. Эта практика у старшего поколения в сельских регионах была довольно частой. Объясняли еще и так: «чтобы дитя успело подготовиться к жизненным невзгодам». К сожалению, испытаний судьбы выпало немало.
Родился Сембай Темешев в семье животноводов в селе Кызылжар. В документах дата рождения — 25 февраля 1922 года. Образование – 7 классов. В 1940 году поступил на учебу, планировал стать ветеринаром. Сельскохозяйственный техникум в Павлодар раньше размещался в деревянном здании, где сейчас находится совет ветеранов. Но учебу не успел окончить – началась война.
В начале 1942 года был призван в армию из совхоза Калининский (ныне село Кызылжар Аксуского района). Два месяца проходил подготовку. В апреле 1942 в составе армии отправили на запад. А верховой езде степному батыру не пришлось обучаться. Рядовой 56-го кавалерийского полка 24-ой кавалеристской дивизии Сембай Темешев участвовал в боях под Москвой, видел своими глазами ад, развернувшийся на Волоколамском шоссе, воевал на Украинском фронте, освобождая Киев.
— В армии солдат живой останется или умрет – это зависит от командира, — рассказывает аксакал. – Зимой 1943 года было у нас такое – за одну ночь надо было сделать из фанеры и картона 500 муляжей-мишеней, как будто фигуры людей с головами. Командир Попов приказал – мы сделали! Закрепили на палки, в шахматном порядке расположили до наступления утра. Расчет такой был, что немецкий часовой увидел и доложил своим – много русской армии прибыло! Рано утром начали наступление, бросились в атаку. По тревоге неприятель стал отступать перед нашим «численным превосходством».
Наши войска продвинулись на восемь километров благодаря этому маневру. В этом столкновении ни одного выстрела не сделали и ни одного бойца не потеряли — это все от командира зависит, говорит аксакал.
— Я три раза в наступлении был, — вспоминает Темешев. — На третий раз ранение получил при форсировании реки Днепр. Была масштабная операция советской армии по освобождению Киева. Мост взорван, перебирались по воде. Февраль месяц, очень холодно, течение сильное. Тридцать человек в большой лодке сидело. Большая волна, как на море, перевернула лодку – почти все утонули. Рядом были столбы 10-метровые. Одной рукой держишься за это бревно, другой – винтовку, и поплыл. Так и переправился на другой берег. Бомбили с воздуха, стреляли с берега, очень много огня было.
Армия несла огромные потери в кровопролитных битвах после перелома войны. В этом бою в ноябре 1943 году Темешев получил тяжелое ранение – были прострелены и перебиты обе ноги. В полевой госпиталь пришлось добираться несколько километров, помогли двое солдат.
— Госпиталь полевой — большая палатка на 100 человек. Двое солдат железную печку топят. Два хирурга тут же операции делают, — поясняет фронтовик. — Вот возле печки положили и сразу сделали операцию на ноги. Потом загипсовали, переложили меня на постель. Чувствую и удивляюсь – что-то мягкое: в матрасе и подушках солома и просо, все в ход шло.
В госпитале в Рязанской области лечился 4 месяца. В 1944 году солдата комиссовали по инвалидности и отправили домой – признали пригодным для тыловых работ. Было парню тогда 22 года.
— Но домой поехал не сразу. Был сначала на станции Татарка, потому что сослуживец попросил передать письмо родне. Я не мог по-другому поступить: письмо от сына с фронта отдал его матери и отцу, а только потом на поезде поехал в родные места. После возвращения в своем совхозе работал военруком в школе, до окончания войны. Потом был 2 года продавцом, затем переведен зоотехником и работал 40 лет ветеринаром на ферме до пенсии, — говорит ветеран.
Фронтовик Сембай Темешев, проливший свою кровь за победу, в мирное время честно трудился, не жалея сил, на благо своей страны. Сейчас он живет в Павлодаре вместе с большой семьей. Вырастил семерых детей, их внуков и правнуков.
В преддверии празднования 9 Мая в Павлодаре художники рисовали портреты ветеранов и дарили полотна им на память. Акцию организовал музей литературы и искусства имени Бухар жырау. Первый портрет – Сембая Темешева. Также фронтовиков навестил глава региона Булат Бакауов. Он вручил ветеранам цветы и подарки, пожелал крепкого здоровья и отметил, что нынешнее и будущие поколения всегда будут помнить этот подвиг, подаривший мир и спокойствие нашему общему дому.
Благословляя будущие поколения на счастливую жизнь без войн, стрельбы и бомбежек, Сембай Темешев говорит: кто-то пишет великие стихи, кто-то – созидает, строя города, а кто-то выращивает тучные стада на мирных пастбищах. Каждый человек проявляется в жизни по-разному. Но главное, считает ветеран, — прославить свой край и свое имя можно только благими поступками на пользу других.
Ирина КОВАЛЁВА, фото Фёдора Ковалёва, «Наша Жизнь» №18, 10.05.18