Menu

Что нам санкции?

Что нам санкции?

Долгожданный проект модернизации добычи угля на крупнейшем в стране разрезе не готовы сворачивать из-за проблем «РусАла».

На казахстанско-российском ТОО «Богатырь Комир» заявляют об отсутствии признаков последствий санкций, введенных США в отношении акционера – объединенной компании  «РусАл». Пока бизнесмен Олег Дерипаска ищет варианты для спасения своих главных активов и даже, по сообщения СМИ, готов отказаться от контроля над «алюминиевым гигантом», в расположенном в Экибастузе «Богатырь Комир» исключают серьезные проблемы. Основными аргументами в пользу безболезненного развития событий являются равноправное участие сторон в мощном угольном предприятии и преимущественно внутренний рынок сбыта. АО «Самрук-Энерго» и ОК «РусАл» владеют по 50 процентов акций предприятия. У российского партнера нет контрольного пакета,  а, значит, и основания у претензиата для применения экономического сдерживания в отношении предприятия тоже не имеется.
– У нас и экспорта как такового нет, мы отправляем только на Рефтинскую станцию 10 миллионов тонн угля, в крайнем случае, мы рискуем ими. А 30 миллионов реализуем в Казахстане. В целом же опасений никаких по этому поводу нет, – говорит генеральный директор «Богатырь Комир» Рустам Сансызбаев.
Он подчеркнул, потребители традиционные, стабильные. В основном это энергетические станции: ТОО «Экибастузская ГРЭС-1», АО «Станция Экибастузская ГРЭС-2», АО «Алматинские электрические станции», ТЭЦы «Павлодарэнерго» и другие. Железные, казалось бы, доводы звучат не впервые. Однако сохранять полное спокойствие при нарастающем экономическом давлении на российских олигархов и их активы достаточно сложно и в Казахстане. Тем более, когда ТОО «Богатырь Комир» наращивает объем добычи, возвращаясь к «докризисным» показателям за 40 млн. тонн угля в год. Для сравнения: в 2015 году добыли 34,5 млн. тонн, в 2016 году – 35 млн, в 2017-ом – почти 41 млн. тонн.
– На текущий год обозначили план в 41 миллион триста тысяч тонн. Но рассчитываем по итогам на 43, 44 миллиона. Потребителей много новых, хотят купить наш уголь. Но будем исходить из своих возможностей и сначала выполнять собственный план, – делится Аскар Санзызбаев.


Предприятие, как и другие представители угольной промышленности, пережило острый период падения объема производства. Чтобы снизить финансовую нагрузку, ввели комплекс мер по снижению затрат, сократили объем привлекаемых из банков оборотных средств, активизировали менеджмент для привлечения потребителей. Больше средств вкладывается в природоохранные мероприятия, в частности, в размещение вскрышных пород во внутренний отвалы, борьбу с эндогенными пожарами и мероприятия по пылеподавлению. На защиту окружающей среды в 2017 году направили 2,8 млрд. тенге при плане в 1,2 млрд. В прошлом же году посчитали возможным вернуться к важному проекту  по внедрению автомобильно-конвейерной технологии на главной площадке предприятия, одном из крупнейших в мире разрезов – «Богатыре». Модернизацию задумали еще 12 лет назад и уже откладывали из-за нестабильной экономической ситуации. В декабре 2017года в Амстердаме (Нидерланды) между ТОО «Богатырь Комир» и немецкой компанией ThyssenKrupp Industrial Solutions AG было подписано дополнительное соглашение о возобновлении реализации проекта по переходу на циклично-поточную технологию добычи, транспортировки, усреднения и погрузки угля на разрезе. Два месяца назад Евразийский банк развития (ЕАБР) официально объявил о готовности профинансировать проект на сумму в 196,9 млн. евро. Директорат предприятия сообщил о старте горных работ на площадках. Конечно, новости о санкциях в отношении партнера заставили поволноваться. Европейские поставщики оборудования контракт разрывать не собираются.


– Единственное опасение, которое возникло – это как раз по ЦТП (циклично-поточная технология), – говорит Рустам Сансызбаев. –   Мы уже ведем переписку с нашими подрядчиками, ведь нас вопрос тоже заинтересовал. На что мы получили ответ, что проблем нет, и в рабочем порядке будем продолжать. Вообще, мы пришли к такому мнению, что хватит обсуждать, рассуждать. Надо его реализовывать несмотря ни на что. В этом году готовим площадку, в следующем приступим к приобретению оборудования.
Риск отказа одного из партнеров от модернизации на предприятии не рассматривают.    Проект ЦПТ предполагает поэтапный переход разреза «Богатырь» на поточную технологию доставки угля конвейерным транспортом на усреднительные склады с последующей его погрузкой на поверхностных погрузочных комплексах. При такой технологии предусматривается применение современного оборудования – одноковшовых экскаваторов, большегрузных автосамосвалов. Необходимость реализации проекта связана с достижением глубины горных работ, при которой применение железнодорожного транспорта становится менее эффективным.  В свою очередь, за счет сокращения железнодорожного транспорта и применения двух конвейерных лент на 20 млн. тонн каждый существенно снижаются и затраты, связанные с транспортировкой угля непосредственно в разрезе, повышается скорость и степень автоматизации процесса погрузки. Современная система контроля качества угля позволит удовлетворить запросы потребителей. Важно, что снизится нагрузка на экологию.
Ирина АДЫЛКАНОВА, фото предоставлено ТОО «Богатырь Комир», «Наша Жизнь» №17, 03.05.18

Последнее изменениеПятница, 04 мая 2018 21:46
Наверх
Assembled by Nebel