Пятница, 19 апреля
Меню

Еще больше новых трамваев

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1509
Еще больше новых трамваев

В Павлодар пришла новая партия трамваев из Республики Беларусь. Таким образом, общее количество современных вагонов, которые курсируют по городу, возросло до восьми. Напомним, что всего по заключенному контракту парк пополнят 23 такие машины. Новые трамваи не только очень комфортны и экономичны, но и стали своеобразным украшением городских улиц. А вот в соседнем Усть-Каменогорске ситуация с самым экологически чистым видом общественного транспорта пока остается плачевной – депо временно закрыто, и когда ситуация разрешится, никто точно не знает.

Многие горожане, наверное, уже успели заметить, что новые трамваи передвигаются по рельсам очень плавно и не создают такого шума, как старые вагоны. Автоматизированная система управления, светодиоды, удобные кресла и поручни, — внутри тоже все продумано до мелочей и сделано для комфорта пассажиров.
– Могу сказать только одно – это небо и земля. То есть, мы уже почувствовали разницу между эксплуатацией наших старых и новых трамваев. Во-первых – если брать с экономической точки зрения – они показывают экономию расхода электроэнергии сразу на 20 процентов, во-вторых – это удобство для пассажиров, особенно для детей, для мам с детскими колясочками, для людей с ограниченными возможностями, для пожилых людей. Посадка у них низкая, и поэтому очень легко входить и выходить из вагонов, — прокомментировал руководитель отдела по проекту модернизации павлодарского трамвайного управления Виталий Сирик, добавив, что у белорусских трамваев есть и другие технические преимущества.
Модернизация в павлодарском депо идет полным ходом. Благодаря экономии на электричестве удаётся направить деньги на другие хозяйственные нужды. Напомним, всю партию трамваев нового поколения из Минска из 23 новых вагонов в Павлодаре ждали еще в декабре, но по объективным, как пояснил производитель, причинам, — а их подвели поставщики двигателей, — процесс затянулся. Тем не менее, вагоны хоть и партиями, но прибывают в Павлодар. И обычные горожане, которые пользуются этим видом городского общественного транспорта, судя по нашему мини-опросу, готовы ждать, лишь бы они пришли в полном объеме.
— Езжу каждый день утром и вечером, с работы и на работу, — разница значительная. Чувствуешь себя человеком, а для человека главное – это удобство и комфорт, — отметила Наталья Исакина, работающая продавцом.
 — Меня лично все устраивает. Хорошие, теплые, светлые и, главное, бесшумные вагоны. Смотришь на них, и глаз радуется. Пусть их будет больше в нашем городе, вообще молодцы наши трамвайщики, что активно обновляют свой парк, это лицо города, его визитная карточка, — говорит инженер одного из промышленных предприятий Ильяс Ахметов.
Комфортность, бесшумность, футуристический дизайн — павлодарцы действительно уже по достоинству оценили трамваи нового поколения. Они отлично вписались в городской пейзаж, еще больше украсив его. Впрочем, не нарадуются их приходу и сами водители трамвайного управления.
— Ими управлять – одно удовольствие. Я безумно рада, что мне посчастливилось, и я вошла в первую тройку водителей, кому доверили сесть за управление новыми трамваями. Наши старые вагоны тоже хорошие, не хочу их обидеть, мы следим за ними, ухаживаем, но новое – все-таки есть новое. И они же и вправду добавили и красоту в общий вид наших улиц, сделали действительно городской пейзаж несколько европейским, таким современным, — отмечает водитель с 14-летним стажем, наставник молодых работников трамвайного управления Марина Воробьева.

А вот трамваи в соседнем Усть-Каменогорске эргономикой или внешним видом порадовать едва ли способны. Подвижной состав, а в парке осталось всего 12 работающих вагонов, — устарел и почти полностью требует обновления, — сообщает агентство «Хабар». Жители, впрочем, рады и такому, пусть и очень гремящему, транспорту. Но и его с недавнего времени в городе нет. Все вагоны простаивают, депо закрыто, люди возмущены до предела.
— Бардак! Других слов нет. У нас город металлургический, много разных других предприятий, надо развивать трамвайный транспорт, чтобы люди могли добираться на работу в промышленную зону из города и возвращаться спокойно обратно, а вместо этого закрыли движение. Довели до ручки, а ведь трамвайный парк когда-то процветал, — возмущается житель Усть-Каменогорска Александр Дементьев.
Впрочем, если городской трамвай и получится реанимировать, то только к лету, говорят в местной социально-предпринимательской корпорации, которая недавно выкупила активы предприятия за почти полмиллиарда тенге. Тем не менее, имущество транспортной компании всё ещё под арестом. Причина в том, что прежний хозяин заложил депо в банк. Теперь точку в деле должен поставить суд.

— На эти активы есть обременения третьих лиц, и снятие этих обременений займет определенное время, — прокомментировал сложившуюся ситуацию заместитель председателя правления СПК «Ертiс» Думан Рахметкалиев.
А пока суд да дело, страдают обычные люди, которым приходится на перекладных, а иногда и вовсе пешим ходом добираться до пункта назначения.
В Алматы, где в советское время тоже существовало мощное трамвайное хозяйство, вагоны перестали ходить еще осенью 2015 года. Люди, конечно, возмущались, но власти, как водится, решили по-своему. На этом 80-летняя история алматинского трамвая раз и навсегда закончилась. Налаженную рельсовую сеть разобрали, старые вагоны выставили на торги. Вместо них акимат южной столицы намерен реализовать альтернативный, где-то даже амбициозный для города проект – легкорельсовый транспорт. Говорят, что он один из самых экономичных в мире. По задумке авторов ЛРТ начнёт работать в 2021 году. Пассажиров будут перевозить в 36 вагонах. Протяженность маршрута — почти 30 километров.

Павлодар тем временем держится на своей четкой позиции и намерен дальше развивать самый экологический чистый вид городского общественного транспорта.
— Сейчас компания по модернизации, можно сказать, набирает обороты, и помимо приобретения через Европейский банк реконструкции и развития 23 трамваев белорусского производства, проводится большой комплекс других работ. Мы тщательно анализируем свои возможности и перспективы, сейчас делаем выкладки, различные расчеты, сколько понадобится средств, чтобы полностью обновить подвижной состав. Мы постоянно над этим работаем, — подчеркнул  руководитель отдела по проекту модернизации павлодарского трамвайного управления Виталий Сирик.
Общая протяженность трамвайных путей в Павлодаре – 90 км, но уже в самые ближайшие годы это расстояние может увеличиться. В планах городских властей проложить рельсы до нового строящегося жилого микрорайона «Достык», а в перспективе — и до села Кенжеколь.
Илья ОТРАДА, «Наша Жизнь» №14, 12.04.18