Четверг, 25 апреля
Меню

Зачем нам культура с наукой?

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 862
Зачем нам культура с наукой?

В мемориальном доме-музее Павла Васильева провели открытую дискуссию на тему «Насколько сегодня востребованы наука и культура в Казахстане?». Музейщики говорят, вопрос наболевший, и пока, судя по ситуации, не имеющий какого-то конкретного ответа. Обсудить суть проблемы, поспорить и поискать варианты ее решения собрались, собственно, представители культуры и науки, а также журналисты и будущие учителя – студенты педагогического колледжа.

Поводом для первой музейной встречи в новом формате послужил срез мнений в самом народном, по нынешним меркам, сегменте коммуникаций. Музей Павла Васильева в сотрудничестве с пабликом в соцсетях проводит серию познавательных викторин о родном крае, известных личностях региона, знаковых событиях. Порой ответы на вопросы и общий уровень, скажем так, образованности и культуры на бытовом уровне общения повергали в шок. Понятно, что специфика интернет-общения не предполагает глубинного уровня фундаментальных знаний. Но не настолько же!
К примеру, в музее репрессированного поэта был задан вопрос о том, что значит в истории 1937 год, а это время большого террора, когда тысячи судеб людей разных национальностей были перемолоты, уничтожены и разорваны. И Казахстан пострадал в этих жерновах особо. В 1937 году на Лубянке был расстрелян по доносу евразийский поэт, наш земляк Павел Васильев. В числе прочих, были и ответы, что, мол, наверное, это дата основания Астаны – раз спрашивают, значит, должно быть то, что на слуху. Осмыслить информацию и сопоставить данные люди порой просто ленятся. Важно ли знать и помнить о 1937 году хотя бы для того, чтобы такие ситуации не повторились вновь в историю?
— Мы много работаем с молодежью, со школьниками. Наблюдается тенденция – с каждым годом дети теряют интерес к знаниям, — поясняет Закия Мерц, директор Дома-музея Павла Васильева. — Вместе с пабликом «Типичный Павлодар» мы реализуем проект «Павлодарское Прииртышье сквозь призму истории». Задаем вопросы, попутно предлагая сведения, и просим ответить всех, кому интересна эта тема. Проект вызвал интерес – комментарием множество. Но есть и отдельная категория: «А зачем вам это нужно?».
Был и другой случай. Недавно археологи Прииртышья сделали сенсационное открытие о том, что лошадь Пржевальского не является самостоятельным диким предком домашних лошадей, как было принято считать ранее. Соответственно, она потомок одомашненной древнейшей лошади, прирученной в нашей местности, побочный продукт селекции. Об этом была сделана заметка в паблике-сообществе. Но те, кто размещал пост, видимо, не знали о натуралисте Николае Пржевальском и написании его фамилии, и «исправили» музейщиков. И получилась лошадь ПРОЖЕВАЛЬСКОГО. Благо, нашлось много пользователей соцсетей, кто указал на ошибку, которую позже исправили.
— А были и такие комментарии: «Зачем ученые ерундой занимаются? Лучше бы построили больницы или с коррупцией боролись бы!». Неужели сейчас образование, наука, искусство и культура действительно не нужны? – задает вопрос для обсуждения Закия Саясатовна. — К сожалению, и из музеев пытаются сделать массовиков-затейников. Есть хорошая статья Пиотровского «Сержанты от культуры». Так вот, флешмобы, борьба с общественными пороками, веселые старты – не формат работы музеев. Музеи вдохновляют. Проект в Инстаграме направлен на то же самое – пусть несколькими строчками, но мы рассказываем об истории Павлодара в том формате, который воспринимает современная молодежь.
Модератором встречи выступил журналист, руководитель Дома географии Александр Вервекин. Он отметил, что люди смотрят на плоды и результаты искусства и науки. Но надо помнить о таких моментах в работе культуры и науки, когда нет шума и ярких красок.
— Мы хотим услышать разные мнения. Меняемся ли мы, переставая думать о культуре, искусстве, науке, и принимая во внимание только прагматичные рассуждения о заработке? Времена бывают разные. И намного сложнее, чем сейчас. В Казахстане есть хлопоты и проблемы, ежедневные заботы, но они обычны и насущны. И если называть сложной эпоху, то уж точно не сегодняшнюю. Во время страшных политических репрессий, во время Великой Отечественной войны люди писали стихи, да еще какие! Сложные времена, наоборот, давали творческие силы, вдохновляли людей. Почему происходит сейчас процесс, когда идет отказ от познания прекрасного? Действительно ли сегодня нужно только думать о материальном, а культура и наука нам ни к чему? – обозначил тему дискуссии модератор. И дал слово спикерам.

Марал Айтмагамбетова: «Акценты изменились: и в культуре, и в науке сегодня сначала задается вопрос – приносит ли это деньги?»
— Что касается культуры, то трудные времена и вызывают всплеск развития, люди обращаются к духу, пытаются что-то постичь. Но наука сегодня разделилась на несколько блоков, — говорит магистр филологии, старший преподаватель департамента журналистики и филологии организации высшего и послевузовского образования ИнЕУ Марал Айтмагамбетова. — Причем, не вся наука не приветствуется. В новые информационные технологии вкладываются большие деньги. Люди ждут с нетерпением, когда появится что-то новенькое. Но есть и наука, которая не приносит материальной выгоды, но дает нам новые знания. Она практически не коммерциализируется. К этой науке у людей отношение пренебрежительное, особенно у молодежи. Поколения меняются, и наука, не приносящая практической выгоды, сегодня оказывается за бортом. Это же касается наук гуманитарного профиля, истории, филологии и т.д. Меня эта ситуация волнует. Я стараюсь объяснять, когда возникают вопросы «А зачем изучать тексты? Кому это надо?». Представляете, то, что не приносит прибыль, не воспринимается как дело, на которое стоит тратить время и силы! Акценты изменились: и в культуре, и в науке сначала задается сегодня вопрос – приносит это деньги или нет? Если да, то будем развивать. Поэтому мы и в культуре имеем дело с «фаст-фудом», с тем, что быстро продается. Но этот «фаст-фуда» и останется однодневным. А время показывает, что ценность на века будут иметь истинные творения искусства и культуры.
Татьяна Корешкова: «Какими бы ни стали  роботы, культура не умрет. Нам надо сохранять наше человеческое общение»
— Наш музей образовался в 2000 году, когда Казахстан переживал кризисный переходный период, — рассказывает руководитель Дома-музея Шафера Татьяна Корешкова. — В Год культуры был создан уникальный музей грампластинок на базе частной коллекции одного человека – Наума Григорьевича Шафера. Это 27 тысяч пластинок. Недавно у нас в музее были представители парламента, они отметили, какое великое дело делает Наум Григорьевич – несет культуру в массы.
Еще один урок, который преподносит Наум Григорьевич – литературу и музыку нужно изучать в комплексе. 19 апреля в нашем музее будет презентация книги всей жизни Наума Шафера – «День Брусиловского». В студенчестве Шафер приходил на уроки музыки к Евгению Григорьевичу Брусиловскому, первому казахстанскому композитору-симфонисту, создателю первых казахских опер и первого гимна независимого Казахстана.

Сейчас отмечается 100-летие газеты «Звезда Прииртышья». Бывший редактор Юрий Поминов пошел в областную библиотеку, а подшивки 60-70-х годов там нет. Но они сохранились у Наума Шафера – те газеты, которые он выписывал на свой домашний адрес, когда приехал в Павлодар. Ведь в музее Шафера собрана и литература – это 17 тысяч книг и 64 тысячи единиц хранения газетно-журнальных публикаций. В то время Шаферу было очень трудно, он переживал сложные моменты. Но благодаря верной соратнице, супруге Наталье Михайловне Капустиной, сберег эту коллекцию. А теперь и мы поддерживаем его в деле сохранения сокровищницы редкостей.
Ситуацию с оптимизацией и объединением нашего музея и музея Павла Васильева (с музеем Бухар Жырау – авт.) в нашем городе немного недопонимают. Кажется, будто нет восприятия той работы, которую мы делаем. А она расширяет горизонты нашего города, республики. Да, мы не можем делать шоу, музеи наши маленькие. Но та аудитория, которая к нам приходит, дает потенциально возможность увидеть глаза зрителей и участников творческих встреч и лекций. Сейчас делают много прекрасных красочных концертов в больших залах, много салютов и фейерверков. Но мы даем не размах, а шанс просто посидеть и послушать музыку до последней ноты, чтобы услышать ее без взрыва аплодисментов, танцевальных выходов или селфи с артистами. Я считаю, когда люди без всякого пиара и шоу все равно возвращаются снова и снова, чтобы узнать больше о композиторе, поэте, послушать пластинку и лекцию – это и есть критерий оценки любого мероприятия или музея. Как говорит Наум Григорьевич, культура остается, когда все остальное забыто.
Илья Мерц: «Основа всего – образование. Теория без практики мертва, а практика без теории слепа»
— Есть фундаментальная и прикладная наука. Первая занимается решением сложных проблем, является той основой, которая позволяет прикладной науке создавать конкретные вещи, будь то телеграф или телефонная связь. Прикладная наука не может существовать без фундаментальной, — поясняет Илья Мерц, кандидат исторических наук, научный сотрудник объединенного археологического научно-исследовательского центра имени А.  Маргулана ПГУ имени С. Торайгырова. — На постсоветском пространстве желание тех, кто дает деньги, в частности, государства, — меньше тратить и больше получать. А ведь чтобы что-то конкретное сотворить, это нужно долго изучать. У нас в Казахстане на науку выделяется один процент от всего ВВП. В то время как считается, что для нормального развития и функционирования науки требуется от трех до пяти процентов.  Мы живем при капитализме, в развитие рыночных отношений. Конечно, обыватель смотрит на конкретный результат и конкретную выгоду. И когда совершаются открытия, например, с той же лошадью Пржевальского, в биологии, химии, физике, то прямого выхода не видно. У людей возникает вопрос: зачем это все? Лучше направьте, мол, средства на то или вот на это! Такие вопросы указывают на существование проблем и социальных напряженностях в обществе.
Но на фоне всех отраслей науки у гуманитарного знания отдельная проблема. В отличие от точных, естественных наук, гуманитарные знания наиболее понятны всем, и каждый считает, что может иметь свое мнение в тех или иных вопросах. Особенно в исторических. Хотя, чаще всего, обыватель не знает всю источниковую базу и оперирует конкретными фактами, не видя всей картины. Но берет на себя смелость делать комментарии, и свое непонимание высказывает зачастую в очень агрессивной форме. А это показывает уже другую проблему в обществе – нетерпимость друг к другу. Особенно сильно она проявляется в социальных сетях. Каждый несведущий человек считает, что раз он не понимает, значит, и не стоит тратить на это деньги. А это уже проблема и низкого уровня образования.
Важно приучать детей к умению трудиться. Когда человек – профессионал своего дела, он глубоко вникает во все проблемы, воспринимает труды других людей в других отраслях так же внимательно, у него широкий кругозор. У многих молодых людей есть желание стать красивыми и успешными. Но связка «успешный+красивый+много работающий» — разорвана и потеряна, что культивируется в соцсетях. Успех не исчисляется лайками в соцсетях, на самом деле он приходит к тем, кто много работает.
Например, недавнее наше исследование по лошади Пржевальского объединило труд 35 организаций, в том числе Европы и США. Благодаря материалам, полученным в нашей и Северо-Казахстанской областях, усилиям наших зарубежных коллег, и был получен интереснейший и необычный результат. Было потрачено много времени и усилий. Огромный труд остается неоцененным, это касается всех отраслей, и науки в частности. Обыватели и чиновники требуют все больше и больше удивительных открытий. Но нужно понимать: чтобы сделать небольшое открытие, требуется провести огромную практическую работу. Надо уметь трудиться и уважать чужой труд.
Майя Хусаинова: «Не нужно обрубать в детях творческое начало»
– Когда сейчас люди ищут учителя для ребенка, то ведут поиск человека, который любит детей, и который сам – Личность. Это самое главное. На учителе — огромная ответственность, чтобы он мог воспитать настоящего человека, дать ему интерес к жизни, — рассказывает член Союза художников РК, инициатор проекта «Арт-портал» и других выставок в областном художественном музее Майя Хусаинова. – Важно учиться все время, постоянно узнавать все новое. Для молодых людей важна искра творчества. Это нужно воспитать в себе, и в детях. Художник – это талант от Бога и хорошее образование с трудолюбием. Педагоги могут научить детей читать и писать. Но важно помнить, что каждый ребенок – личность, не похожая на другую. Творческое начало нужно взращивать очень бережно.
Елена Степаненко: «Сегодня фундаментальное образование заменили на компетенции, как и во всем капиталистическом мире. Значит, мы должны научиться работать в команде»
— Мы не замечаем, что нам дают наука и искусство, как в басне Крылова «Свинья под дубом» — в тех пор ничего не изменилось. Всем нужно помнить, что наука и искусство – это надстройка, а экономика и производство – базис. Все взаимосвязано, не будет одного — не получится другого, — резюмирует суть темы Елена Степаненко, преподаватель педагогического колледжа. — Еще в 80-х годах Япония добилась больших результатов в развитии техники. Потому что было выделено много часов на изучение гуманитарных наук – историю, географию, литературу. Связь в том, что бурная фантазия связана с изобретательством, развитием техники и технологий. Это к вопросу о чтении, грамотности, знании истории.
Высказали свое мнение и студенты. Будущие педагоги отметили, что, наверное, не все заполонят роботы, и для человека найдется работа по душе. Надо только развиваться.
— Я думаю, что культура в мире нужна сегодня еще больше. Мы обращаемся к культуре, литературе, не только когда хотим что-то сотворить или удивить, — поделилась своими мыслями одна из студенток педколледжа. — Во время войны люди искали в поэзии что-то, чтобы стало легче. В нынешнем веке развития технологий мы больше нуждаемся в чем-то для души. Не думаю, что в современном мире культура и наука утратили свою ценность. Наоборот, считаю, что у людей больше потребностей в них. Важна и заслуга родителей. Я благодарна своим родителям, которые в детстве подарили мне избранные произведения Пушкина. Если вы прочли их один раз, то будете возвращаться к ним потом всю жизнь, вы полюбите поэзию. Это важно знать и нам, будущим педагогам. Нам нужно прививать детям любовь к чтению. А родителям – дарить детям книги.
Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, «Наша Жизнь» №13, 05.04.18