Menu

Евгений Фридлин: Единственный критерий в искусстве – «цепляет ИЛИ не цепляет»

Евгений Фридлин: Единственный критерий в искусстве – «цепляет ИЛИ не цепляет»

Впервые за семь лет персональная выставка павлодарского художника Евгений Фридлина проходит в родном городе. Автор постоянно экспонируется за рубежом. А теперь и мы, павлодарские зрители, смотрим виды европейских улочек и портов в его мастерском исполнении. Есть и наши знакомые городские дворики Павлодара и Алматы. Экспозиция «Путешествие по Европе» посвящена 25-летней творческой деятельности художника.


Натурный городской пейзаж – любимый жанр художника. Виды Франции, Англии, Голландии, Германии, Венгрии, Польши, Чехии, Италии – дальние поездки превращаются в  серии творческих работ. 40 впечатлений представлены в картинах-путеводителях.
- Это большой художник, лично я, когда встречаюсь с его творчеством, испытываю волнение от невероятной мощи, свободы, которой он достиг в живописи. Многие искусствоведы могут выразить свой восторг, наблюдая и изучая его работы. Ия знаю, что это лишь небольшая часть его личности, - говорит об авторе выставки член Союза художников РК Виктор Поликарпов.


Евгений Фридлин окончил художественный колледж. Член Союза художников РК. Работает в штате главной книжной сокровищницы региона. Директор областной библиотеки имени С. Торайгырова Шолпан Шахметова поясняет: «На мир и интерьеры мы смотрим его глазами. А первая его персональная выставка состоялась в галерее «Айна» нашей библиотеки в 1998 году, 20 лет назад».
- Я вспоминаю, как много лет назад начинающий художник показывал свои акварели, - вспоминает становление автора Елена Дубовая, искусствовед, главный хранитель фондов художественного музея. - Затем начался период самостоятельного творчества. Оно возмужало, и он сам стал мастером. Его работы – это явление. Это и импрессионизм, и экспрессионизм, и реализм. Это мощное выступление автора в каждой картине, который набирает свою силу. Я знаю, что в его копилке есть другие города. Это всесторонне развитая личность, он знаток с мощным самообразованием. И еще он великолепно работает в тихом камерном жанре топография – рисунок какого-нибудь уютного уголка дома или квартиры. Это тихое созерцательное восхищение жизнью.
Евгений Фридлин собирает и хранит городские образы, говорят специалисты, внося в них неуловимый дух ностальгии. По мнению галеристов, Фридлин - самый востребованный художник  отечественного арт-рынка. Его работы находятся в коллекциях разных стран. И экспонируется за рубежом Фридлин гораздо чаще, чем на родине.
- Я давно не выставлялся в родном городе, хотя работаю много. Жизнь художника, в основном, и состоит из работы, и очень редко – из таких мероприятий. Я для себя вывел формулу: жизнь любого творческого человека – это 20 процентов экстаза, 30 процентов депрессии, а остальные 50 - неуверенности в себе. Обычно все так, если не «бронзовеешь» раньше времени, - говорит Фридлин.


На выставке картины последних семи лет, еще не выставлявшиеся в Павлодаре. География работ обширная. Предыдущая выставка была в Амстердаме, сейчас – в родном городе. Рассказал художник и о своем отношении к написанным произведениям.
- Это все равно, что дети, только их много. Была у меня неприятность (несколько лет назад после выставки в Астане при транспортировке в Павлодар сгорели 60 картин художника – авт.), я после этого семь лет и не выставлялся здесь. Но потом оправился, и в 2012 году сделал большую выставку в Союзе художников РК. В этом году, уже в мае, в Союзе художников в Алматы тоже будет новая экспозиция.
- А изображения павлодарских двориков зарубежные зрители не видели?
- Нет. И не знаю, будет ли интересно это в Голландии или Германии. Вообще, публика немного разная. Европейский зритель пресыщен, у нас публика больше воспринимает реализм. Там он не интересен, а интересен художник индивидуальный и творческий. Поэтому и работы, которые я выставляю там и здесь, в Казахстане, в Алматы, например, - они другие. Это я называю «синдром открытки» - но художнику тоже нужно есть.


- А что интересно искушенному зрителю?
- В искусстве важно – не что, а как. И искусство почти не имеет объективных критериев. Я для себя определил ценность произведения искусства – не как «гениальное-не гениальное», а «цепляет-не цепляет». Это единственный критерий в искусстве. Я смотрю других художников, и многое цепляет. Когда я был молод и юн, меня увлекали импрессионисты. Сейчас мне гораздо интереснее экспрессивные тяжелые вещи. Это всегда отражается на творчестве. Предпочтение в чужом искусстве формирует твое искусство.
- Но важно же и не «окислиться» в восприятии, не раствориться.
- Любая творческая личность должна быть, прежде всего, индивидуальна. Для того, чтобы из любого творца что-то выходило, нужно, чтобы  в него что-то сначала вошло. Чтобы что-то выдать в мир, надо что-то получить сначала. Даже гений, сидя в квартире всю жизнь, будет просто скучным.
- И эти поездки – как раз пища и энергия?
- Да, любое эмоциональное впечатление, будь то личностное общение или визуальное, - это топливо своего рода. У меня были хорошие беседы и общение с великим казахстанским художником Сабуром Мамбеевым. Он был тогда уже очень стар, но в полном рассудке. Приходил каждый день в мастерскую в Союзе художников, но уже не работал. Спускался и мы беседовали. Он на меня довольно серьезно повлиял, не творчеством, а этими беседами. Говорил – «ты хороший, но нервный. Человек стремится к покою, и ты будь проще». И я смотрю на свои работы, сделанные в январе-феврале, а я стал проще.


- На вернисаже спрашивают: работа «Встречающий» с фигурой у полос света из окон - что он встречает, этот человек - поезд ли, рассвет?
- Это абсолютно натурный пейзаж – территория выставочного комплекса «Миллениум» в Будапеште, где проходят большие арт-фестивали. Был декабрь, холод и туман. Прожекторные лучи в тумане буквально плывут в воздухе. А фигура – это статуя, которую поставили на выставке. А под ним пруд с золотыми карпами. В общем, почти абстракция, а жизнь нам преподносит такие штуки, которое искусство не всегда может преподнести.
- Интерпретация зрителями картин – тоже часть восприятия?
- Любое произведение искусства – литература, музыка, живопись – обязательно должно оставлять воспринимающему читателю, зрителю, слушателю некий момент соавторства. То есть, возможность домысливать.
- Исходя из того, что есть в голове у него…
- Да, из того, что он чувствует сам, что он себя в это произведение вкладывает. Если этого соучастия нет – это абсолютный реализм, а он скучен. Это слишком буквально, слишком обстоятельно. Такой подход отсекает возможность сотворчества. А я считаю, всегда должна быть некая недосказанность. Иначе неинтересно.
Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, «Наша Жизнь» №12, 29.03.18

Последнее изменениеПятница, 30 марта 2018 21:33
Другие материалы в этой категории: « Вторая победа испанца Мы начинаем Наурыз! »
Наверх

Реклама 2

Assembled by Nebel