Пятница, 19 апреля
Меню

Фотография – все и обо всем

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1015
Фотография – все и обо всем

В большом зале художественного музея проходит фотовыставка двух авторов из творческой группы «Квадрат Высоцкого» — Владимира Высоцкого из Павлодара и Владимира Пансюка из Аксу. В экспозиции более двухсот снимков, не связанных по тематике. Высоцкий представил публике снимки из путешествий по Юго-Восточной Азии. А Панасюк – снимки из одного региона Прииртышья, но за 40 лет своей творческого пути, своеобразное «путешествие по времени».

Более 60 работ Высоцкого, около 150 работ Панасюка. На одной стене – фотографии ЧП, из-за которого вернисаж перенесли почти на месяц. Во время январского пожара в мастерской фотографа были уничтожены и повреждены снимки, приготовленные для экспозиции. Многие успели перепечатать и восстановить. Выставка передвинулась по времени, но состоялась.

Авторы выставки «Фотография. Это все» – участники фотоклуба «Орион», а также объединения «Квадрат Высоцкого». Еще двое авторов творческой группы — Захаров и Шевченко живут в Москве. На выставке у Высоцкого фотографии из путешествий по дальним странам. У Панасюка – жанрово-репортажная подборка.

— На снимках Китай, Индия, Тайланд, Турция. Я хотел передать на своих снимках эмоции, который испытал, увидев все эти пейзажи, — говорит Владимир Высоцкий. — У Панасюка на этой выставке много фактов и историй, у меня – остановленные мгновения.

— В каждой фотографии Высоцкого есть подтекст, заложена глубокая мысль, — рассказывает о снимках своего соавтора по выставке Владимир Панасюк. — А мои снимки этой экспозиции я бы назвал «Взгляд провинциального фотографа на жизнь простых, но очень замечательных людей». У Высоцкого представлена географическая широта, у меня – временная: за весь период творчества. Я начал фотографировать в 1971 году, и первый фотоснимок экспозиции, мамин портрет 1972 года — и включая январь 2018 года, совсем другое время.

Более 40 лет на кадрах: кого-то из героев уже нет, нет памятников, домов, да и государство другое – ушел СССР. На фотографиях – старый Павлодар и Ермак (ныне Аксу). Многие фото – черно-белые, чтобы цвет не отвлекал от сути, драматургии сюжета. Тематически оформлены и фотозона в зале: исторический срез с витриной старых фотоаппаратов, яркие признаки прошедших времен, и стол с журналами про советское фото . Хочешь – читай, смотри, или фотографируйся на фоне эпохи. Или всматривайся в лица современников.

— Я никогда себя не считал портретистом. Но разбирая архив, выяснил, что очень много портретов, но они жанровые не постановочные, не студийные, — рассказывает Панасюк. — Времена меняются, но люди остаются. Внешние признаки изменяются, больше пытаются навязать людям меркантильностью, вещизма. А ценности человеческие все те же остаются, и мне плохие люди по жизни редко встречаются. К тому же в каждом человеке можно увидеть что-то хорошее. В жанровой фотосъемке герой не думает, как он выглядит, не позирует. И он получается настоящий, естественный. И в эту минуту он один из множества своих личностей, ведь человек меняется каждую минуту.

Яркие тропические декорации раскрывают эмоциональные сюжеты. Есть много снимков с подтекстами. На них – мелочи, который делают обычный снимок, даже официальный, — уникальным кадром с исторической и художественной ценностью.

— Это азарт, — объясняет увлечение всей жизни Владимир Панасюк, ни на минуту не выпуская из рук фотокамеры. — Когда ты живешь тем, что ты снимаешь, окунаешься в ситуацию, получается хороший снимок. Это интересно, люди перестают тебя замечать. И ты становишься настоящим охотником за сюжетом. Я люблю снимать операторов и фотографов в работе, и я вижу этот взгляд.

На вернисаже один из старейших фотомастеров Павлодарской области Борис Краснянский поделился своими мыслями. Он отметил, что современная техника получения фотографического изображения открыла колоссальные возможности запоминать увиденное и делиться своими впечатлениями в безграничном пространстве.

— И посредством интернета получать оценку выставленных работ от заинтересованных зрителей. Если же эти работы представлены на выставке, они приобретают другой статус – статус художественных произведений, — отметил Борис Захарович. — Зритель оценивает не только сюжет произведений, а также характер и внутренний мир автора. Появляется сопричастность оценок и реакций на это произведение. Поэтому выставка всегда будет иметь особый духовный положительный характер.
Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, «Наша Жизнь» №8, 22.02.18