Пятница, 29 марта
Меню

Исполнившая мечту

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1983
Исполнившая мечту

Заслуженная артистка России, одна из ярких, узнаваемых актрис Московского художественного академического театра имени М. Горького готовит творческий подарок в благодарность городу своего детства. Актрису зовут Юлия Алексеевна Зыкова, а город этот – Павлодар.

В адрес Юлии Зыковой любители театрального искусства неизменно посылают комплименты, обсуждая постановки и их участников на интернет-форумах называют ее талантливой, умной и при этом скромной, а игру безупречной. Сетуют, что она более двух десятков лет посвятила исключительно сцене МХАТа им. Горького или «доронинского МХАТа» и не совершает попыток обогатить российское кино.
«Острая характерность, умение пользоваться гротесковыми мазками при создании рисунка роли, умение работать с помощью самых резких и колоритных красок выдвинули актрису в число ярких индивидуальностей в труппе театра», – цитирует интернет неизвестного нам критика.

Без труда можно найти список сыгранных ею ролей, почитатели, конечно, жаждут его расширения. Они желают новых достижений и государственных наград вслед за званием «Заслуженной артистки РФ». А чего хочет сама Юлия Зыкова? Об этом она рассказала, приехав в Павлодар – город своей юности и детства. Родилась будущая актриса в Новосибирске, когда девочке исполнилось три года, семья перебралась в Павлодар.  Юлия окончила школу № 3, занималась в молодежном театре «Прометей». Здесь она решила стать актрисой, отсюда 30 лет назад отправилась покорять в Москву и здесь сегодня, говорит,  мечту эту уже исполнила в полной мере. «Отчет» обязательно будет представлен – на творческом вечере, который она задумала провести после окончания театрального сезона. С нетерпением ждем, а пока представляем вашему вниманию интервью.
– Юлия Алексеевна, вы не изменили мечте?
– У меня было огромное желание стать актрисой… Наверное, это было как-то дерзко говорить девочке из Павлодара, растущей в семье инженеров. Но с какого-то момента даже не стали обсуждать, чем я буду заниматься, хотя мама предпринимала некие меры, чтобы меня отвадить от этого, даже отдала в математическую школу. Но там у меня был учитель, один из тех замечательных людей, с которыми жизнь сводила и сводит, и которые отчасти и определили мою жизнь, отвечая на запросы, что внутри меня. Звали его Левон Геворкович Манукянц. Он был интересный человек, мог рассказывать посреди урока о войне, о стихах, о предназначении, а на досуге учил нас печь «Наполеон». Он понимал, что математика – это не мое. И однажды, уже перед выпускным вечером, мы все общались, как обычно, пили чай. Учитель вдруг поднял на меня свои глаза и сказал: «никогда не изменяй своей мечте!» Моя мама только в этом году рассказала мне, что, когда я готовилась к поездке в Москву, к поступлению в институт им. Щепкина, она очень переживала. И встретилась случайно с Левоном Геворковичем в трамвае, в ходе разговора он посоветовал не мешать мне, а помочь. Самое большое чудо уже свершилось, моя мечта случилась, я стала актрисой. А дальше началась проза, и сегодня я знаю, что счастье – это сама жизнь, это то, что просто происходит каждый день с нами, с вами.   
– Что же вы поняли о жизни в театре?

– Это только со стороны кажется, что театр – это праздник каждый день. Это обычная работа, конечно, со своей спецификой. Ну, например, когда люди возвращаются после трудового дня домой, ты свой дом только покидаешь. Приходится нелегко детям в актерских семьях. А еще, что профессия актера, наверное, самая зависимая. Ты ничего не производишь, кроме эмоций, золотой пыли. Во-вторых, объективно ты не можешь доказать, насколько ты талантлив и способен. Один человек на тебя налюбоваться не может, а другой скажет наоборот. Как и в других профессиях, есть риски остаться без работы, дохода.  Мне повезло: когда рухнула страна, счастьем было попасть в классический академический театр к Татьяне Васильевне Дорониной, где я и мои коллеги были спрятаны, не знали, как калечились и рушились судьбы. Это жизнь, и какой бы она не была, мы не имеем права превращать ее в рутину проживать день «для галочки». Он может быть наполнен проблемами, радостью, а иногда отчаянием.  Для меня счастье осмысливать все происходящее, выкладываться, не дожидаясь «прекрасного» завтра. Это касается и работы, поэтому не могу позволить себе выйти на сцену просто потому, что надо выйти. Каждая роль, каждая игра – это исповедь. Что касается ролей, звания – принимаю и несу ответственность за них. Как таковой, статус для меня значения не имеет, но я могу помочь кому-то, обладая им.
– Вы говорите, что принимаете любые роли, но кто ваши любимые героини?
– Сейчас это Маша в «Дикарке» Александра Островского. Правильно пишут, что мои роли острохарактерные – и субретка, и лирическая героиня. В последние несколько лет я играю классическую героиню страдающую, которой муж изменяет, бросает, но она с достоинством выходит из ситуации. Эта роль мне ближе сегодня.
– Юлия, вас поклонники называют одаренным и при этом слишком скромным человеком. Не губительна ли эта черта характера в театральном мире?
– Мне трудно самой судить о своей одаренности. Но что касается исполнения ролей, ну, конечно, двадцать шесть лет в театре сказываются (смеется). Нам повезло, что у нас такой театр, в котором возможные, подспудные зависть или неудовольствие никогда не выливались в интриги, создание группировок против коллег. А поскольку я еще и регент в храме и много лет уже пою на клиросе, стараюсь жить церковной жизнью, это дополнительно возводит рамки, за которые ты не можешь переступить, поскольку это равносильно движению к смерти, а не к жизни.
– Не станет ли ваша вторая деятельность основной?
– Многие приходят в храм через обстоятельства. Так сложилось, что и я пришла к вере. А поскольку артистка, меня попросили поучаствовать в жизни хора. Я не была уверена, что сумею. Пела в народном хоре, а затем решила серьезно взяться за дело. Получила соответствующее образование – певческое, регентское.  В какой-то момент я поняла, что есть профессия, а есть призвание. В моем случае – это как раз призвание. Творчеством я сейчас занимаюсь более на клиросе, чем на сцене.
– Поклонники вашего актерского таланта будут наверняка расстроены, когда вы сделаете окончательный выбор. Ведь вы, кажется, знаете, каким он будет.
– Татьяна Васильевна Доронина тоже говорит, что надо будет выбирать одну стаю. Но у меня нет благословения на уход из театра, я стараюсь два дела совмещать, хотя они почти несовместимы.

– Юлия Алексеевна, вы давно живете в Москве, и родные ваши там, супруг, дети, друзья, в общем, сама жизнь. Что нашли в Павлодаре, приехав после долгой разлуки?
– Когда я попала в Москву, это, конечно, был чужой город, который не рад твоему появлению.  Я страдала от отсутствия солнца, все время забегала в свои воспоминания и находила его там. Такого солнца – и зимнего, и летнего, – такого пространства, горизонтали, людской открытости мне всегда не хватает в Москве. Все это я в качестве подарков получила и этим летом, и этой зимой, приехав в Павлодар.  Я получила необыкновенный заряд счастья, надышавшись воздухом, радостью, небом и солнцем. Мне бы хотелось отблагодарить город, в котором я счастлива, отблагодарить за то, что у меня получается сейчас в Москве, поделиться своим умением с этим городом и людьми.
– Павлодарцев ждет творческий вечер?
– Да, хотелось бы, чтобы задумка воплотилась в жизнь, тем более, я не вижу для этого препятствий. Думаю, это будет концерт, встреча с ответами на вопросы, с тем, что я умею. Что касается сроков – ждем завершения театрального сезона, так что предварительно ориентируюсь на июнь.

Роли Юлии Зыковой в МХАТе им. М. Горького
Свет – М. Метерлинк «Синяя птица», реж. по возобновлению К.К. Градополов.
Машенька – А.Н. Островский «На всякого мудреца довольно простоты», реж. В.Я. Станицын.
Оля, Аня – А.А. Дударев «Мы идем смотреть Чапаева», реж. Т.В. Доронина.
Наташа – М.А.Булгаков «Батум», реж. С.Е. Кургинян.
Юленька – А.Н. Островский «Доходное место», реж. Т.В. Доронина.
Целованьева – М. Горький «Зыковы», реж. А. Морозов.
Наташа – А.П. Чехов «Три сестры», реж. Т.В. Доронина, А.В. Семенов.
Дульская – А.П. Пушкин «Полтава», реж. Т.В. Доронина.
Николь – М.А. Булгаков «Полоумный Журден», реж. Т.В. Доронина.
Манюшка – М.А. Булгаков «Зойкина квартира», реж. Т.В. Доронина.
Дуняша – А.П. Чехов «Вишневый сад», реж. С.В. Данченко.
Коринкина – А.Н. Островский «Без вины виноватые», реж. Т.В. Доронина.
Исабель – П. Кальдерон «Дама-невидимка», реж. Т.В. Доронина.
Феба – А. Эйкбурн «Дверь в смежную комнату», реж. В.Н. Драгунов.
Галя, Инна – С.С. Говорухин, Ю.М. Поляков «Контрольный выстрел», реж. С.С. Говорухин.
Наталья – М. Горький «Васса Железнова», реж. Т.В. Доронина.
Марья Петровна – Н.А. Некрасов, В.А. Соллогуб «Русский водевиль», реж. Т.В. Доронина.
Елена – У. Шекспир «Сон в летнюю ночь», реж. В.Р. Белякович.
Марья Петровна – А.Н. Островский «Дикарка», реж. Т.В. Доронина.
Кормилица – У. Шекспир «Ромео и Джульетта», реж. В.Р. Белякович.
Ирина Адылканова, «Наша Жизнь» №2, 11.01.18