Пятница, 19 апреля
Меню

Милые сердцу стекляшки

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 654
Милые сердцу стекляшки

В Павлодарском историко-краеведческом музее имени Г. Потанина открыта выставка новогодних ретроигрушек «Ларец Деда Мороза». В экспозиции – елочные игрушки из частных коллекций горожан и поздравительные открытки из музейных фондов. Посмотреть на редкие елочные украшения можно будет до 20 января. Когда-то эти коллекции были не экспонатами на музейных стендах, а радовали малышей и взрослых – на колючих ветках зеленых красавиц. Сейчас мода на винтажные украшения для елок возвращается. И среди разнообразия пластиковых голографических сверкающих шаров и сосулек в домах павлодарцев все чаще можно встретить те самые стеклянные фигурки, что раньше с трепетом доставали из коробок раз в году.

Уникальные музейные редкости, правда, сегодня есть не у всех. Но присмотревшись внимательней к своей новогодней елочке, можно встретить игрушки прошлого века и у себя дома. Вот что я нашла на встрече Нового 2018-го года на сосновых ветвях в родительском доме.
Все эти игрушки я помню с детства. Но оказалось, что некоторые из них дарили радость в новогодние праздники еще в детстве моей маме и ее сестрам (и родителям, конечно), — в 50-60-х годах ХХ века. С каждым годом их остается все меньше – тонкое стекло очень хрупкое, а поближе рассмотреть яркие фигурки теперь тянутся уже мамины внуки – четвертое поколение, заставшее эти украшения для елок.

Раньше не редкость, но сейчас встречающиеся не на каждой елочке, — плоские фигурки из картонажа. Блестящий серебристый плотный картон был оттенен зеленым или малиновым отблеском, и жар-птицы, белочки или космонавты сверкали в темноте от мигания лампочек гирлянд. Космическая тема, кстати, была широко представлена в 60-70-е годы – свершения в этой сфере нашли отражения не только в игрушках, собственно, для игр, но и в украшениях для новогоднего праздника. У нас дома на память об этом прорыве СССР остался стеклянный луноход бодрого персикового оттенка.
Шарики и сосульки со сколами, стирающейся постепенно краской, с замененными кое-где веревочками и крепежными патрончиками. Фигурки эти были зачастую штучной работы, расписывались вручную. Цвет – локальный, тона простые, колористика яркая, но не кричащая. Были и герои сказок, домики и часики, фрукты и овощи – виноград и, разумеется, царица полей – кукуруза. И сейчас еще есть в моей семейной елочной коллекции несъедобные, но так похожие на настоящие, огурчик и клубничка.
В этот Новый год не доставали Деда Мороза и Снегурочку из крашеного картона. Но младшая сестра уже у себя дома самостоятельно восстановила эту традицию из детства. Причем, если Снегурку она заказывала в антикварном магазине Омска, то Деда Мороза нашла на помойке у своего дома. Принесла старую игрушку домой и отреставрировала. Теперь эти новогодние фигурки снова создают новогоднее настроение.

Были у нас на домашней праздничной елке еще и более ранние игрушки 50-х годов — из ваты. Скатанные на специальных станках в тугие кругляши и покрашенные яркими, но выцветающими за десятилетиями краски, яблочки крепились к елочным веткам проволочными крючками, обмотанными тонкой зеленой папиросной бумагой. Стеклянные бусы – из той же серии в собрании домашних редкостей. С каждым годом звеньев все меньше, но никак не радости. «Работа» у этих игрушек такая – раз в год выходить на свет из коробок и ящиков, переливаться и сверкать в мерцающих огнях, и дарить надежду на новое и лучшее.
А самый старый экспонат в нашей домашней коллекции – антикварная фигурка на прищепке «Ребенок в шубке». Стеклянный малыш, а мне в детстве думалось, что это девочка – посмотрите, какая кокетливая красная шапочка у малышки, — кутается в белую шубку. К слову, такой же стеклянный малыш, но в белой шали поверх шапочки называется у специалистов — «Укутыш». Начальная стоимость подобных редкостей оценивается на аукционах коллекционеров от 4-6 тысяч тенге за игрушку. Но кто ж продаст такую семейную ценность!
В нашей семье вместе с этой стеклянной куколкой на елку прикреплялись прищепками такие же хрупкие пингвин и лягушка. Они до наших дней не дожили – в какие-то из предновогодних приготовлений рассыпались на мелкие осколки прямо у елочки. И каждая такая потеря — печальная и символичная. Уходит старый год – приходит год новый. Меняются эпохи, и все старое, привычное и милое сердцу рано или поздно исчезнет в небытии. Но обязательно останется в памяти.
Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, «Наша Жизнь» №1, 04.01.18