Среда, 24 апреля
Меню

Дети открывают бизнес

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 845
Дети открывают бизнес

В Павлодарской детской деревне семейного типа впервые прошел конкурс бизнес-проектов в рамках программы «Рухани жангыру». Подобные стартапы в вузах уже не редкость. Но здесь участниками презентации своих вполне реалистичных проектов по открытию фирм и предприятий выступили подростки в возрасте 15–17 лет. Юные предприниматели построили модель желаемого будущего – бизнес-план своего предприятия. И пусть пока лишь в проекте – добились поставленных целей.

Контактный зоопарк, элитная пиццерия и социальная столовая – лишь часть бизнес-планов воспитанников детской деревни. Конкурс «Мой бизнес-план» провели в рамках реализации проекта «Азбука финансов», направленного на социализацию воспитанников. В программе все по-настоящему: оценка доходов и расходов, необходимые документы, результат исследования рынка и обоснование выбора конкретного направления. Главная цель конкурса – формирование гражданской и жизненной позиции воспитанников детской деревни, их умение строить свою жизнь.
Говоря о выполнении заданий, дети отметили, что самым сложным было распределять затраты. А самым интересным – видеть, как постепенно вырисовывается и реализуется твой личный путь. В этих проектах видны интересы каждого из детей. И каждый во время презентации показал свою уверенность в том, что этот бизнес, это предприятие вполне реально открыть и сделать приносящим прибыль.

– Сегодня финансовая грамотность необходима не только взрослым, но и детям. Через такие проекты мы стараемся прививать воспитанникам правильные понятия о финансах, бизнесе. И что нужно для того, чтобы начать свое дело. Участники проекта – старшеклассники и студенты начальных курсов колледжей, воспитанники детской деревни в возрасте 15–17 лет, – пояснила руководитель КГУ «Детская деревня семейного типа города Павлодара» Гульбагда Каримова. – Стоит помнить, что наша основная задача как госучреждения – обучение и воспитание детей. Но не менее важной мы считаем и другую – социализацию наших воспитанников, подготовку к самостоятельной жизни. Чтобы завтра за пределами нашего дома они могли создать свое дело, построить работу своей организации, и самое главное – найти и реализовать себя.
Все предприятия по плану организованы с нуля. Затраты прописаны и просчитаны, оценены и расходы, и прибыль. 10-классница Галина Мухамеджанова презентовала частный детский игровой центр «Супердетки». Проанализировав ситуацию на рынке и нехватку детских дошкольных учреждений, Галина предложила открыть центр развития малышей от 1 года до 7 лет.
– Я ориентировалась прежде всего на высокий спрос таких организаций, – рассказывает Галина Мухамеджанова. – В своем проекте я представляю спектр услуг центра, где ребенок будет под присмотром специалистов, если родители не найдут, с кем срочно и ненадолго можно оставить малыша. Это не детский сад, а досуговый центр, где мама может оставить свое чадо сроком до 3 часов под присмотром наших педагогов. В это время она может успеть сходить в магазин, решить свои дела, а потом забрать малыша. Работать центр будет с 8 утра до 8 вечера. Суть работы – наблюдение за детьми и организация игр. В день центр может принять 40 человек. Цена пребывания в «Супердетках» одного ребенка – 500 тенге за три часа. Планируемая прибыль за месяц – 600 тысяч тенге. Рентабельным детский центр может стать уже в первый год работы. Думаю, что этим проектом я смогу доказать, что хорошо – это не всегда дорого.

Проект, хоть и конкурсный, предусматривает все основные реальные параметры: поиск помещения, соответствующего санитарным нормам, подбор квалифицированных кадров, инвентаря – мебели, игрушек, спортивного оборудования и пр. Подсчитаны и расходы на оплату заработной платы персоналу. Учитывалось правовое обеспечение – устав организации, документов, подтверждающих постановку на учет в налоговые органы и т.д.
Студентка колледжа сферы обслуживания Валерия Моисеенко рассказала, как будет работать ее салон красоты «Розовая пантера». А студентка колледжа сервиса и питания, будущий кондитер Кристина Зизевских представила свой бизнес-проект «Элитная пиццерия». Альбина Герауф – 15-летняя ученица 9 класса презентовала проект контактного зоопарка.
– Мой проект – из сферы развлекательного и семейного досуга, – говорит конкурсантка. – На территории моего зоопарка будут проводиться не только индивидуальные и групповые посещения и экскурсии, но и детские праздники и другие мероприятия. День рождения, детский праздник с участием аниматоров и другие семейные торжества – все это можно будет весело и необычно отметить в моем контактном зоопарке. Стоимость проекта составляет 1 миллион 660 тысяч тенге. Срок окупаемости – 11 месяцев. Выход на плановый объем продаж – 3 месяца. На слайдах вы видите все расчеты по приобретению оборудования и техники, которые я сделала благодаря мастер-классам по финансовой грамотности.
Цены в контактном зоопарке Альбины, судя по проекту, будут вполне бюджетные: взрослый билет – 500 тенге, детский (до 14 лет) стоит 300 тенге, дети до 3 лет в сопровождении родителей за билет не платят. Пенсионерам – скидки, а именинникам – вообще бесплатное посещение. Альбина также отметила, что помимо смотрителей, в ее зоопарке обязательно будет работать свой ветеринар. Также планируются тематические вечера, мастер-классы и лекции по уходу за животными от специалистов.
– Каждый выбирал тему, которая по душе, – говорит Альбина Герауф. – Мне нравятся животные. И я выбрала бизнес-проект – контактный зоопарк. В Павлодаре и области они есть, но не такие, какие бы мне хотелось. В моем зоопарке были бы животные и птицы, которых нет в имеющихся. Я также учитывала риски, которые могут быть в контактных зоопарках – неприятный запах, теснота, невозможность подойти к вольерам, отсутствие контроля за животными и детьми, отсутствие парковки возле зоопарка. В своем бизнес-плане я попыталась устранить все эти недочеты.

Интересно, что все проекты весьма реалистичные. Детям изначально разъясняли, что нужно выбрать направление, которое действительно работает. Необходимо реализовывать актуальные проекты, которые в нашей жизни дадут результат, говорят наставники ребят. «Мне очень приятно, что мои детки, мои подопечные идут в ногу со временем и отслеживают тенденции на профессиональном рынке, тенденции и тренды», – отметила руководитель детской деревни.
Студентка колледжа сервиса и питания Альбина Кудайбергенова представила актуальный проект социальной столовой. 10-классница Фарида Рашитова в конкурсе презентовала бизнес-проект «Избушка безделушек» с сетью изготовителей сувениров и украшений ручной работы, а также централизованной продажей и мастер-классами. Александр Поврозник мотивировал свой выбор возросшим интересом населения к здоровому образу жизни – его бизнес-проект спортивного зала, по подсчетам и прогнозам, может начать приносить стабильную прибыль уже через несколько месяцев после открытия. К тому же, этот проект отражает сферу интересов начинающего бизнесмена.
Развил эту тему еще один участник конкурса Александр Уразбаев. Он предложил открыть в Павлодаре многопрофильный спортивный клуб. При обсуждении планов он отметил, что каждый проект – это чья-то мечта.
– Спортклуб включает в себя несколько залов, – пояснил 11-классник Александр Уразбаев. – Здесь есть бильярдная и бассейн. Тренажерный зал – это основа фитнес-клуба, безалкогольный бар, ресторанная кухня, спортивные развлекательные автоматы. И то, чего нет во многих клубах, – магазин спортивной одежды и питания. Я считаю, этот комплекс – как раз то, что нужно клиентам.
Все участники конкурса бизнес-проектов получили грамоты. А тройка лидеров распределилась так: первое место заняла Галина Мухамеджанова с проектом детской площадки «Супердетки». Второе место – у Альбины Герауф с многофункциональным контактным зоопарком. И третье место в конкурсе – бизнес-проект спортивного клуба Александра Уразбаева.
– В детской деревне на протяжении ряда лет реализуются социальные проекты со своими социальными партнерами, – подводя итоги конкурса, рассказывает руководитель детской деревни Гульбагда Каримова. – Этот конкурс – отчетная работа одного из проектов «Финансовая грамотность», социальным партнером выступил Сбербанк. За три года было несколько семинаров, экскурсий. Детям показали, где хранят деньги, как выглядят настоящие слитки золота, как работают кассир и другие сотрудники банка. Но самое главное не в этом. Ребят на мастер-классах учили, как правильно строить бизнес. Эти знания показались нам полезными, и мы решили в ответ провести такой конкурс – уже с применением полученных детьми навыков.
Ряд социальных замыслов в детской деревне города Павлодара в этом году собран в один большой проект – «Выбирая профессию, выбираю свой жизненный путь». Изначально программа началась проектом «Я строю свою жизнь»: по итогам работы детская деревня является республиканской площадкой по социализации воспитанников интернатных учреждений. Уже выпущено рецензированное пособие. Второй шаг – как раз разработка работы с социальными партнерами. В планах у специалистов павлодарской детской деревни – провести в мае 2018 года масштабный областной семинар с обобщением передового опыта.
Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, «Наша Жизнь» №47, 30.11.17