Четверг, 25 апреля
Меню

Работа над ошибками

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 535
Работа над ошибками

Министерство образования и науки после ряда громких скандалов с качеством школьных учебников решило доверить экспертизу этих изданий самим учителям-практикам. На днях масштабные семинары одновременно прошли во всех регионах страны. В Павлодаре свыше 400 учителей собрались вместе во Дворце школьников и два дня с утра до вечера штудировали проекты новых учебников для 3, 6, 8 классов, которые уже написаны, но еще не изданы массовым тиражом. По плану они должны поступить в школы страны в новом учебном году. Без серьезных замечаний и даже громких заявлений кампания, увы, не обошлась.

Всего на контрольную проверку павлодарским педагогам привезли новые учебники по 17 школьным предметам – от математики и геометрии до русского языка и литературы. Это, так сказать, сигнальные номера, которые уже прошли первую экспертизу в самом министерстве и с учетом замечаний столичных контролеров были немного переделаны и доработаны авторами. И вот, чтобы от греха подальше не ввязываться в новые скандалы, МОН решил перепроверить самого себя и разослал книжки и методички в регионы на суд рядовых учителей.
Математиков, химиков, физиков – всех педагогов с учетом их основного предмета преподавания рассадили по разным кабинетам и обеспечили раздаточным материалом, вручив каждому в руки по стопке свеженапечатанных книг. Разделившись на группы по 5–6 человек, педагоги принялись буквально под лупой изучать каждую страничку новых книжек и методичек. В каждой секции за допущенные ошибки ответ держит лично автор этих работ.
– В истории нашей системы образования это действительно в первый раз, когда автор стоит живой перед вами, представляет непосредственно учителям свой учебник, то есть рассказывает о своей концепции, новизне подхода, особенностях отбора тех или иных задач и упражнений и защищает свой труд. Атмосфера очень интересная, – отметила заведующая лабораторией экспертизы учебной литературы РНПЦ «Учебник» Министерства образования и науки Ляззат Баимбетова. – И вот в ходе обсуждения автор получает полезные, конструктивные советы и рекомендации, предложения и замечания от тех, кому завтра придется работать с его учебником. Думаю, этот семинар нужен был давно как учителям, так и авторам и самому министерству.
Все учебники написаны по современным стандартам образования, именно эта новизна, по мнению разработчиков школьных книг, должна облегчить детям восприятие предмета и помочь лучше усвоить материал. Известный математик страны, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования Северо-Казахстанского государственного университета имени М.Козыбаева Татьяна Кучер, можно сказать, успешно прошла этот жесткий экзамен. У педагогов к ее учебнику не было серьезных нареканий.
– Мы с соавторами довольны прошедшей встречей, и наши учителя, кажется, тоже. Они с интересом рассматривали наши новые учебники, задавали много вопросов. Особых замечаний не было, но некоторые увидели опечатки в текстах. Они незначительные, мы их исправим. А еще были предложения включить в учебник дополнительные материалы, мы это тоже взяли во внимание, – поделилась своим впечатлением от встречи с павлодарскими педагогами Татьяна Павловна.
Как выяснилось, многим обновленная математика для 6 классов от Татьяны Кучер очень понравилась.
– Автора все школьные математики хорошо знают, отличный специалист. Работали с ее прежними учебниками, нареканий не было. Мы всегда говорим: математику нельзя изменить, и на самом деле база в новых учебниках осталась, некоторые классические приемы тоже остались незыблемыми. И это нас радует. Вместе с тем появились задания нового образца: дети должны сами уметь объяснить и доказать, много стало заданий творческого характера, стали шире возможности для проектной деятельности. Мне это интересно, посмотрим, поработаем, – изучив новые варианты учебников, рассказывает учитель математики гимназии № 3 для одаренных детей Евгения Цхай.

Про недавний скандал с уже изданным учебником русского языка для 7 классов, который с 1 сентября этого года поступил во все школы, старались особо не вспоминать. Разве что отдельные педагоги, к которым мы обратились за комментариями. В целом, по их словам, сейчас шумиха поутихла, но в интернете нет-нет еще появляются нападки на автора и злобные шутки над ее «пызявами» и «бутявками».
Напомним, новенький учебник, автором, которого, к слову, является наша землячка, доктор филологических наук Зинаида Сабитова (в свое время она закончила Павлодарский пединститут по специальности «русский язык и литература», затем работала в КазНУ им. аль-Фараби и в Хельсинском университете в Финляндии, – прим. «НЖ»), – подвергся жесткой критике и вызвал широкий общественный резонанс. Всех удивило, что в учебнике детям предлагается посмотреть передачу Урганта, а еще дается «словесный портрет» киллера и мнение, что это может быть очень престижным, о психических расстройствах интернет-зависимых людей и так далее.
– По всем возникшим вопросам наше министерство уже выразило свою позицию, и сейчас автор дорабатывает свой учебник. Думаю, он будет переиздан. А пока учебник остается в школах, многие вещи, о которых мы сейчас говорим, их правильное разъяснение зависит от уровня профессиональной подготовки учителя. Если говорить про передачу Урганта, то здесь, как пояснил сам автор, задача состояла в том, чтобы дети поделились своим мнением, узнать, насколько они понимают, о чем говорят в передаче. В любом случае, учебник издан и сейчас работает, – говорит заведующая лабораторией экспертизы учебной литературы РНПЦ «Учебник» Министерства образования и науки Ляззат Баимбетова.
К новым учебникам русского языка, которые привезли на суд павлодарских педагогов, каких-либо замечаний уже не было. Ни о каких киллерах и советах смотреть те или иные ТВ-передачи речи в них уже не идет. Не вызвали серьезных нареканий у педагогической общественности и проекты учебников по математике, алгебре и литературе. А вот химики возмутились, они в пух и в прах разнесли предлагаемый новый учебник. Смелости выразить коллективное мнение набрался известный педагог с многолетним стажем, учитель химии специализированной школы «Жас дарын» Мурат Алибеков.
– Меня этот проект учебника для 8 класса не устраивает. Однозначно в таком варианте его издавать нельзя: мы увидели массу недоработок, ошибок, даже в самих уравнениях, массах тел и так далее, ребенок запутается решать, не получив правильного ответа. Потом нахимичит еще так, что мало не покажется. Все это очень возмущает, учебник нуждается в серьезной доработке и исправлении всех ошибок и недочетов, – возмутился знаменитый на всю страну педагог.
В МОНе в ответ на критику павлодарских химиков поясняют: это и есть цель проекта, чтобы благодаря общим усилиям найти недочеты и получить возможности для их исправлений. Книги, конечно, проходят экспертизу в научных центрах, но их так много, что каждый может ошибиться. Только вот ошибки в этой сфере недопустимы в принципе. А потому такая форма контроля поможет улучшить взаимосвязь и взаимодействие между самим министерством, авторами, издательствами и конечным потребителем – школами страны и учениками.
Как сообщили организаторы семинара, на первом этапе экспертизы в Астане они забраковали до 90 % учебников и отправили их на доработку, теперь настала очередь педагогической общественности посмотреть, что получилось. Впереди, в январе будущего года, пройдет еще одна, уже итоговая экспертиза.
Илья ОТРАДА, «Наша Жизнь» №46, 23.11.17