Пятница, 29 марта
Меню

Взгляд археолога

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1146
Взгляд археолога

Открывшаяся в мемориальном Доме-музее Д.П. Багаева выставка «Кадр за кадром» – о ежедневной работе в редкой профессии. Ее автор – Георгий Пересветов, историк-археолог, художник, 3D-график, фотограф. В экспозиции Пересветов представил кадры, снятые за последние семь лет. В основном, тематика уникальных фотографий в первом зале экспозиции касается его профессиональной деятельности – археологии. А во втором зале представлена его творческая работа – фотографии из путешествий: это природа, архитектура и лица людей. Здесь виды Астаны, Борового, Санкт-Петербурга, Алтая и Павлодарского Прииртышья.

Георгий Пересветов с 1995 года работает в Павлодарском историко-краеведческом музее имени Г.Н. Потанина. 20 лет участвует в различных археологических экспедициях по Павлодарской области и других регионах Казахстана. К числу его значимых работ относятся раскопки средневековых мавзолеев 14–15 веков в Экибастузском районе и культово-погребальный комплекс раннего железного века на озере Торайгыр в Павлодарской области. А также археологические памятники в зоне строительства Мойнакской ГЭС в Семиречье (Южный Казахстан), археологический комплекс Койтас в Каркаралинском (Центральный Казахстан), раскопки так называемой Уржарской принцессы в Восточном Казахстане. Автор более 30 научных статей по археологии и палеонтологии Павлодарского Прииртышья и Казахстана.

Занятие фотографией непосредственно связано с его профессиональной деятельностью. Георгий Пересветов – участник различных городских фотоконкурсов. Автор персональной выставки в Доме-музее Багаева в 2012 году. Участник Второй международной фото-премии 35 AWARDS.
Каждый из снимков представляет интерес для зрителя. И если какие-то памятники истории обыватели смогут повидать и сами, то некоторые моменты становятся доступны только благодаря фотографиям Пересветова.
– Например, уникальные изображения Будды на огромных камнях недалеко от реки Или, – рассказывает Надежда Майба, специалист мемориального Дома-музея Д.П. Багаева. – Не каждый житель нашего региона может легко туда добраться. А если и приедет, то найти их не так-то просто. В экспозиции есть и виды мавзолея из Западного Казахстана, и редкой красоты золотой феникс – украшение древней высокочтимой дамы из Восточного Казахстана. Это изображение птицы было обнаружено в 2015 году при раскопках Урджарской принцессы. Первое, что увидели археологи, когда была снята крышка каменного склепа, была эта золотая фигурка на шапочке знатной особы. То, что увидели специалисты в первые минуты открытия, смахнув слой многовековой пыли, благодаря фотографиям Пересветова видят сегодня и павлодарские зрители на этой выставке.

Такой же по редкости кадр – работа в лаборатории в Алматы, куда никому, кроме ученых, нет доступа. На снимке под названием «Заглянуть в глаза прошлого» – редкий момент: «встреча» двух женщин, которых разделяют тысячелетия. Останки Урджарской принцессы исследует специалист 21 века.
На кадрах работы Пересветова – и редкости нашего края. Это достопримечательности Баянаула. Раскопки древней обсерватории – знаменитого «кургана с усами» близ озера Торайгыр, и другие сакральные места Павлодарской области.
Надежда Майба сама не раз бывала в подобных экспедициях. И на самом деле представления обывателей о находке за находкой буквально на поверхности земли имеют порой мало общего с действительностью.

– Работа археолога – очень разнообразная, – говорит Надежда Майба. – Тяжелая, кропотливая, требующая терпения и выносливости. Например, когда археологи находят курган, который возвышается над степью. Его нужно раскопать, снять поверхностный слой грунта, расчистить. Это работа, требующая физической силы, – нужно копать, таскать песок и камни. Когда появляется слой фундамента, в ход идут кисточки. Необходимо очень аккуратно расчищать и стряхивать крошечные песчинки, и просеивать их, чтобы не упустить мелкие детали. Нужно зафиксировать, запечатлеть – зарисовать и сфотографировать, как и что было найдено. Затем наступает этап лабораторной исследовательской работы. Она может длиться несколько лет: нужно изучить, проанализировать, сверить с другими источниками. А потом идет 3D-моделирование и реконструкция, чтобы показать, как выглядел тот или иной объект изначально. К примеру, Калбасунская башня. Она была обнаружена в виде полукруглой дорожки из фрагментов кирпичей и изразцов в 2004–2005 годах. Теперь археологи воссоздали внешний вид мавзолея в модели, и мы можем увидеть его облик спустя века.

Музейщики отмечают, что благодаря программе «Рухани жаңғыру» появилась возможность больше узнать о сакральных местах региона, рассказать о них, прикоснуться к многовековому этому наследию. В нашей области это сакские святилища раннего железного века, также к святым местам относится урочище Ак-Бидайик близ Экибастуза. На кадрах Пересветова – виды этих мест, мало изменившихся за сотни лет: это писаницы на камнях на поверхности земли. Тысячи лет назад люди, живущие в эпоху бронзы в этих краях, рисовали на валунах, свидетельствующих о бурной деятельности доисторических вулканов, из которых сложился позднее весь казахский мелкосопочник Сарыарки. А сегодня мы можем увидеть эти наскальные рисунки – они прекрасно сохранились.
Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, «Наша Жизнь» №46, 23.11.17