Пятница, 29 марта
Меню

Пятнадцатый сезон музыки

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 952
Пятнадцатый сезон музыки

1 октября симфонический оркестр Павлодарской областной филармонии имени Исы Байзакова под руководством Болата Рахимжанова открыл свой 15-й сезон. Впервые за эти годы концерт совпал с Международным днем музыки. Также оркестранты поздравили музыкальной программой учителей с профессиональным праздником, который тоже отмечался в этот день. И людей старшего поколения – с днем молодой мудрости – Днем пожилого человека. Но самым главным поводом для концерта стала знаменательная дата, празднуемая по всему Казахстану: 125-летие создателя профессионального театра в Казахстане, драматурга, актера, режиссера Жумата Шанина.

Оркестр подарил горожанам новую программу с участием именитых гостей. За дирижерским пультом в этот вечер стоял маэстро из Италии – Леонардо Куадрини. Напомним, 2017 год – праздничный во взаимоотношениях наших стран: отмечается 25-летие установления дипломатической миссии Италии в Республике Казахстан. И этот концерт – один из серии выступлений итальянских солистов и дирижеров на павлодарской сцене в нынешнем году.

– Леонардо Куадрини учился музыке в Неаполе. Но, как он сам отмечает – «я учусь музыке 20 лет». Талант Куадрини многогранен. Он владеет массой музыкальных специализаций: он дирижер симфонического оркестра, хормейстер, пианист, органист, специалист по старинным инструментам, и импресарио, – рассказывает музыковед Павлодарского симфонического оркестра Наталья Землякова. – Леонардо Куадрини – художественный руководитель десятка фестивалей и сотни концертов по всему миру. Гастрольный график Куадрини расписан по часам. Он режиссер, который ставит и дирижирует оперные спектакли, и тоже не только в Италии. Его стихия – массовые вокально-драматические произведения, ведь он хормейстер. Он дирижирует ораториями Гайдна, Вивальди, реквиемами Моцарта, Верди, «Кармина Бурана» Орфа. Для павлодарцев маэстро приготовил программу танцев композиторов-романтиков.
А начало концерта он решил сделать незабываемым: впервые в Павлодаре прозвучала музыка итальянского композитора Мартуччи «Ноктюрн. Опус 70». Под сводами Городского дворца культуры музыканты исполнили концерт для скрипки с оркестром ре-минор Феликса Мендельсона Бартольди. И если бы не рассказ специалистов, слушателям было бы невдомек, что это зрелое произведение написал ребенок. 13-летний мальчик посвятил музыку своему учителю Рицу, который обучал Мендельсона скрипичной игре. На павлодарской сцене этот концерт из трех частей исполнил, показав свое виртуозное мастерство, гость из США – Арман Мурзагалиев.
– Арман Мурзагалиев учился в Алматы, затем в Московской консерватории, а после уехал в Америку вслед за своим преподавателем. Он живет в США и гастролирует по всем странам. Его характеризуют, как очень глубокого музыканта. Он очень любит играть и любит делиться этой музыкой. При этом не придерживается каких-то рамок и старается представить мир музыки шире. Репертуар его потрясает – он исполняет сложную для прослушивания, но благодарную в понимании музыку Шнитке, Пярта, Мессиана, Бартока. Он создал три «Реми», а в Алматы уже три года проходит основанный им фестиваль Forte music fest с участием мировых звезд, где представляются неординарные программы, – знакомила с творческой биографией гостя павлодарскую публику Наталья Землякова.

И еще Арман Мурзагалиев – правнук Жумата Шанина. Основатель культурной казахской династии театральных и музыкальных деятелей Жумат Шанин в начале 20 века создал казахстанский театр в том понимании, в каком он существует сейчас. Помимо того, что он был режиссером, актером и драматургом, он был импресарио – и умел видеть таланты. Там, где появлялся Жумат Шанин, будто бы аккумулировались художники, актеры, музыканты, и создавались театры. Шанин был знаком с Константином Станиславским, и тот сказал: «Вас будут помнить». Масштабные мероприятия памяти Шанина проходят по всей республике. Для Павлодарской области это значимое событие, ведь Жумат Шанин – уроженец богатого на таланты Баянаула.
Когда поступило предложение выступить на родине прадеда, Арман Мурзагалиев отменил концерты в Алматы, изменил свой гастрольный график и прибыл в Павлодар. Этим выступлением он отдает дань памяти и уважения своему предку, сделавшему так много для искусства Казахстана. Внучка Жумата Шанина и мама Армана Мурзагалиева – актриса Райхан Касымхановна Шанина тоже присутствовала на концерте, посвященном памяти ее деда. Интервью с ней о трагической и полной самопожертвования судьбе первооткрывателя казахстанского театрального искусства и о традициях династии Шаниных читайте в следующем номере.
…В этой программе танцевало все: звук и свет, руки музыкантов. Эдвард Григ с «Норвежским танцем», «Два славянских танца» Дворжака, Иоганес Брамс со своими знаменитыми и зажигательными «Тремя венгерскими танцами». И сам маэстро Куадрини двигался по сцене и будто направлял руками пластичные, почти осязаемые потоки музыки. Леонардо Куадрини со сцены признался, что не ожидал такого высокого уровня от нашего оркестра. И также добавил, что с павлодарскими музыкантами теперь смогут познакомиться и итальянские зрители. Это выступление – пробный урок перед турне: наш симфонический оркестр отправляется с гастролями по Италии во время рождественских каникул.
А в зале накал драматизма – в овациях публики и серии ложных финалов. Оркестрантов и гостей зрители не отпускали со сцены. И требовали выступления на бис. Арман Мурзагалиев отметил, что такой концерт не может закончиться, как обычные концерты. Одну из пьес он посвятил музыкантам оркестра, которые делают все, чтобы творческая жизнь Павлодара была на должном уровне.

Другая идея родилась спонтанно и в полной мере воплотилась на павлодарской сцене: маэстро Куадрини выступил в качестве не только дирижера, но и пианиста в произведении эстонского композитора Арво Пярта «Зеркало в зеркале». Арман Мурзагалиев в одном из интервью признался «Скрипка и смычок – это моя душа». И в произведении Пярта он солировал, говоря о самом сокровенном – негромко и проникновенно. Эту музыку он посвятил памяти Жумата Шанина.
Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, «Наша Жизнь» №39, 05.10.17