Пятница, 19 апреля
Меню

Иртышу нужен хозяин!

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 965
Иртышу нужен хозяин!

Учёные прогнозируют, что к середине 21 века разразится мировой водный кризис. Нехватка пресной воды возникнет из-за глобального изменения климата, таяния ледников в высокогорьях, развития промышленности и увеличения численности населения. По этим же прогнозам к 2050 году изрядно обмелеет и Иртыш. Поэтому казахстанцам уже сейчас нужно выработать эффективную, единую систему использования воды из главной реки страны. Павлодарский учёный-мелиоратор Науканбек Рысбай (на фото) предлагает создать Ассоциацию водопользователей Прииртышья. Его инициативу мы выносим на обсуждение.

Наука водопользования
Проблеме единого управления водными богатствами Иртыша без малого 40 лет! На днях я нашёл статью в журнале «Вокруг света» за 1977 год «На иртышском меридиане»: «Иртышу, впрочем, как и всякой большой реке в наше время, нужен один «хозяин» (высказываю мысль, слышанную в Павлодаре не раз), который мог бы учитывать интересы энергетики, земледелия, промышленности, городов и поселков, исходя прежде всего из состояния реки. Иначе сыграет ли Иртыш ту роль, которая отводится ему в развитии области и в таких проектах, как переброска части стока сибирских рек в Казахстан и Среднюю Азию?» (отмечу, что тема поворота рек муссируется до сих пор, в 21 веке, — авт.)
В 80-х годах в Павлодарской области было создано Управление водного хозяйства, которое упразднили лет 10 назад, а его функции распределили между ведомствами недропользования, сельского хозяйства, энергетики и охраны природы, интересы которых зачастую расходятся.
— На данный момент в Павлодарской области нет органа управления и использования водных ресурсов. В результате водные ресурсы реки Иртыш используются неэффективно, — считает Науканбек Рысбай. — По данным Государственной программы по управлению водными ресурсами Казахстана общий дефицит воды в стране составляет 2,5 миллиарда кубометров. В то же время, профицит по Иртышскому бассейну составляет 7, 4 миллиарда кубометров. Это значит, что около 70% воды, положенной казахстанцам, не используется и протекает мимо.
Мелиоратор сетует, что авторы госпрограммы лишь обозначили в ней потенциальные угрозы, а реальных мер по эффективному использованию воды не предложили. По его мнению, госорганы, созданные для управления водными ресурсами и поймой Иртыша, в данном направлении фактически не работают – профицит воды остаётся, пойма истощается. На вопрос, почему бы не возродить Управление водных ресурсов вместо того, чтобы создавать новую структуру, Науканбек Рысбай ответил:
— Я считаю, что в условиях рыночных отношений управлением водными ресурсами должны заниматься сами водопользователи. Поэтому предлагаю создать в Павлодарской области Ассоциацию водопользователей Прииртышья, куда вошли бы все крестьянские хозяйства, занимающиеся орошаемым земледелием, все крупные предприятия-водопользователи, коммунальные хозяйства и общественные организации региона. В перспективе в ассоциацию могут влиться и водопользователи Восточно-Казахстанской области.
В числе актуальных вопросов водопользования, которые нужно решать сообща с привлечением учёных, мелиоратор выделил четыре:
— Первая – это проблемы орошаемого земледелия, вторая – повышение кормовой продуктивности поймы реки Иртыш, — перечисляет он. — Третья – загрязнение вод и земель отходами крупных предприятий, в частности, пыление золоотвалов ТЭЦ и тепловое загрязнение Иртыша Аксуским ГРЭС. Четвёртое – завершение проекта по строительству каскада водохранилищ на реке Иртыш, который разработан в 50-х годах «Ленгипроводхозом».

Развитие сельского хозяйства
О проблемах орошаемого земледелия Павлодарской области Науканбек Рысбай рассказал на примере Черноярской оросительной системы, о которой мы не раз писали на страницах «НЖ». Система была введена в эксплуатацию в 1965 году на площади свыше 6 000 гектаров. Это была первая система орошения в Павлодарской области. По словам мелиоратора, её проектировщики не смогли учесть специфику лёгких почв при орошении и взяли за основу нормы орошения тяжёлых почв, ориентируясь на юг Казахстана.
 — Они приняли норму полива в слое почвы 0,5 метра в пределах 600-800 кубометров воды на гектар, а оросительную норму – 5-6 тысяч кубометров воды на гектар. Это привело к поднятию уровня грунтовых вод и заболачиванию орошаемых земель, — говорит мелиоратор. — Через 20 лет такой эксплуатации было выведено из сельскохозяйственного оборота около двух тысяч гектаров. Для спасения оставшихся земель построили коллектор. Грунтовые воды из него откачивали насосами в прилегающие озёра. С переходом к рыночным отношениям коллектор и разводящая сеть трубопровода Черноярской оросительной системы остались бесхозными. По Водному кодексу крестьяне должны были объединиться в сельский потребительский кооператив водопользователей и создать мелиоративный кондоминиум. В него должна была войти вся распределительная сеть трубопровода и коллектор. Кооператив есть, но кондоминиум не создан.
По личным подсчётам Науканбека Рысбая, в результате отсутствия научно обоснованных режимов орошения, за последнюю четверть века почти полвина орошаемых земель Черноярки пришла в непригодность. Между тем, он отмечает, что в соседней России с 2011 года установлена норма поливов в аналогичных почвах для частных крестьянских хозяйств – 200-300 кубометров на гектар, а оросительная норма – 1500-2500 кубометров на гектар. В Павлодарской области до сих пор пользуются старыми, неоправданно завышенными режимами орошения, разработанными ещё в советский период.
— На данный момент подачу воды крестьянам Черноярки осуществляет ТОО «Адис», которое ежегодно подаёт на поля 4-5,5 тысяч кубометров воды на гектар, из которых 70% теряются, — делится своими исследованиями Науканбек Рысбай. — Я подсчитал, что крестьяне при использовании несовершенной системы орошения и поливной техники теряют 40% воды на фильтрации из открытого оросителя и 30% на испарении при поливах. В то же время для финансовой поддержки крестьян государство выплачивает субсидию в размере 70% от оросительной нормы. Таким образом, государственные деньги тратятся не эффективно, способствуя ухудшению мелиоративного состояния орошаемых земель. Поэтому требуется разработка новых методов субсидирования с учётом улучшения эффективности использования водных и земельных ресурсов.
Мелиоратор считает, что такие ситуации возможны и в других оросительных системах, так как их никто не исследует и не оказывает крестьянам методические и технические услуги. Ассоциация водопользователей Прииртышья сможет привлечь научный потенциал области для разработки необходимых мер и обучения крестьян основам орошаемого земледелия на курсах повышения квалификации. Учебную программу учёный уже разработал.
Науканбек Рысбай подсчитал, что при развитии сельского хозяйства и использовании эффективных способов орошения Павлодарская область сможет снабжать овощами, зерновыми, мясом и молоком не только весь Казахстан, но и часть России. А это не только пополнение бюджета, но и продовольственная безопасность и независимость страны от импорта, организация новых рабочих мест, привлечение жителей южных областей Казахстана для работы вахтовым методом.
Для повышения кормовой продуктивности поймы реки Иртыш учёный предлагает создать мелиоративную станцию, которая будет выращивать бобовые травы и высеивать их на истощённых землях поймы.

Чистая экология
По планам Науканбека Рысбая Ассоциация водопользователей Прииртышья будет заниматься и решением вопросов экологии – загрязнения вод и земель отходами крупных предприятий. Одна из таких проблем – пыление золоотвалов. Мелиоратор предлагает её решить путём поливов откосов золоотвалов мелкими стационарными дождевателями с подсевом кислоустойчивых трав и созданием дёрна.
Учёный обозначил ещё одну крупную экологическую проблему, которая не решается с советских времён – сброс тёплых вод в Иртыш с Аксуской ГРЭС. Любопытно, что эту проблему поднимали в упомянутом мною журнале «Вокруг света» тоже 40 лет назад:
«И еще одно обстоятельство, по-видимому, влияет на жизнь иртышской рыбы. Ермаковская ГРЭС, что работает в городе Ермаке, близ Павлодара, сбрасывает в реку чистую, но горячую воду. Пять миллионов кубометров в сутки! Температура ее на 10 градусов выше температуры иртышской воды. Нормой предусмотрен перепад до пяти градусов. Иначе изменяется гидрохимический и биологический режим водоема, нарушается экологическое равновесие, возникает так называемое «термальное загрязнение». У каждого вида рыб существуют свои температурные пределы: одни — окунь, щука, налим — рыбы «попроще», могут переносить значительные колебания температуры, другие — глубоководные, лососевые — любят холод. Многие рыбы зимой впадают в спячку, а Иртыш на протяжении нескольких десятков километров теперь не замерзает. Павлодарцы жалуются: «Раньше, бывало, перейдешь по льду на левый берег, а там лыжня прекрасная, леса в снегу…»
Исчезновение из Иртыша стерляди и осетра в статье 1977 года также связывают с тепловым загрязнением реки. Там же предлагалось и решение – тёплую воду ГРЭС использовать для создания теплиц и рыбохозяйственных комплексов, где можно разводить тепловодных рыб. Похожие методы предлагает и Науканбек Рысбай.

Развитие энергетики
В перспективе Ассоциация водопользователей Прииртышья может стать заказчиком крупных проектов. В 50-е годы «Ленгипроводхоз» разработал проект строительства каскада водохранилищ и гидроэлектростанций на реке Иртыш, восемь из которых должны располагаться на территории Казахстана. На данный момент построено три из них. По мнению учёного, если достроить пять новых каскадов водохранилищ – это даст Казахстану новые возможности:
1. создать определённый запас воды для использования в маловодные годы;
2. повысить эффективность использования водных ресурсов для выработки электроэнергии в 8 раз;
3. обеспечить водное транспортное сообщение Китай-Россия через Казахстан;
4. создать условия для развития рыбного хозяйства, птицеводства и звероводства и туризма.
Свои предложения по созданию Ассоциации водопользователей Прииртышья Науканбек Рысбай планирует озвучить 6 сентября на первом заседании научно-методического совета по эффективному использованию водных ресурсов, созданном при Управлении недропользования, окружающей среды и водных ресурсов Павлодарской области.
Фёдор КОВАЛЁВ, «Наша Жизнь» №34, 31.08.17