Суббота, 20 апреля
Меню

SOS: Иртыш отравлен ртутью?

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1033
SOS: Иртыш отравлен ртутью?

На днях в ряде омских СМИ появились сообщения о том, что ядовитый металл с территории бывшего Павлодарского химического завода мог просочиться в русло реки и теперь грозит страшной экологической катастрофой для жителей населенных пунктов, расположенных ниже по течению крупнейшей водной артерии региона. Подобная информация, конечно, не могла остаться без внимания. Ведущие павлодарские эксперты, занимающиеся мониторингом ситуации, уже опровергли эти данные. Специалисты назвали такого рода заявления бессмысленными и, более того, преступными.

– В интернете периодически появляются различные инсинуации. Пишут все что угодно. Но опасения омичей и жителей других населенных пунктов, которые расположены ниже Павлодара по течению реки, о том, что Иртыш загрязнен ртутью, необоснованны. Такие заявления делают дилетанты, которые не знакомы с ситуацией, и, я подозреваю, которые даже никогда не были здесь. Какие цели они преследуют, я не знаю, скорее всего, это такого рода самопиар. Они позиционируют себя независимыми экспертами, но верить таким горе-специалистам не стоит. Такие заявления уже были около 10 лет назад, и тогда тоже это делали дилетанты, – прокомментировал ситуацию эксперт по ртутному мониторингу Артур Ахметов.

По словам Артура Даражатовича, который, пожалуй, лучше всех знаком с ситуацией и с первых дней занимался вопросами демеркуризации очага ртутного загрязнения, подобного рода заявления нужно пресекать на корню.
– Вся ртуть у нас закапсулирована, она изолирована и может находиться здесь в течение нескольких сот лет. Первый этап демеркуризации был завершен в 2004 году. То есть все твердые отходы, содержащие ртуть, захоронены и не представляют угрозы. Очаги, будем так говорить, изолированы. Лично я надеюсь, что в ближайшие годы будут найдены совершенно новые передовые технологии, которые позволят переработать это все и освободить грунт от ртути. Главная задача в перспективе – провести полную реабилитацию загрязненных участков, – подчеркнул известный эксперт по ртутному мониторингу.

Всего из-за несовершенства старой технологии хлор-щелочного производства под бывшим химзаводом скопилось примерно 900 тонн ртути, но благодаря успешно проведенной кампании по демеркуризации ртуть сковали глиняной стеной в грунте. Таким образом, она теперь не представляет такой угрозы. Сейчас в очаге загрязнения налажена четкая система мониторинга. Замеры проводит специальная бригада работников компании GIO TRADE, которые берут пробы воды из наблюдательных скважин и контролируют состояние воздуха. Они работают по всему периметру загрязненной зоны. Всего здесь расположено 69 скважин, еще 24 были пробурены российской стороной.
Представители соседнего государства в свое время изъявили желание участвовать в совместных исследовательских проектах. Россияне опасались, что, если ртуть просочится в Иртыш, это может грозить серьезными последствиями для Омской области. Однако вот уже два года как омичи прекратили какие-либо исследования и забросили всю работу, оставив пробуренные ими же скважины без присмотра. А все потому, что за последние 15 лет ртуть в них ни разу не нашли. Вот они и решили, что дальше тратить деньги на исследования бессмысленно. Зато пугающие слухи о предстоящей ртутной катастрофе распространяются в Омске периодически.
– Сначала в течение часа мы прокачиваем воду, затем с помощью специальных приборов берем пробы для исследования на содержание концентрации ртути. Существует специальная методика. Воду, отобранную со скважин, мы вливаем в стеклянную тару емкостью 0,5 литра с плотной притертой крышкой, и потом уже все это уходит в специализированную лабораторию. Использовать пластмассовую тару для этих целей категорически нельзя, – поделился деталями работы заведующий отделом физических факторов и экологического мониторинга компании GIO TRADE Сергей Зебрев.
Всего на территории бывшего химзавода шесть так называемых очагов загрязнений. Все они отмечены на специальной карте. Основной очаг находится на месте, где в свое время располагался печально известный 31 корпус, внутри которого работала установка ртутного электролиза, ставшая причиной разлива ядовитого металла. Цех давно разобрали, а все конструкции захоронены. Это сотни тонн бетона и металла.
– Ежегодно мы нанимаем подрядную организацию, которая проводит различные замеры. Наблюдение ведется на постоянной основе, выработана четкая схема работы: проводятся замеры атмосферного воздуха, почвы, подземных и поверхностных вод. Никаких превышений, к примеру, в таких близлежащих населенных пунктах как село Павлодарское или Шауке, которые находятся в пяти километрах от загрязненного участка, не наблюдается, – проинформировал заместитель руководителя областного управления недропользования, окружающей среды и водных ресурсов Даулет Есмагамбетов, добавив, что эти вопросы находятся на постоянном контроле их ведомства.

Сейчас главную проблему, по словам специалистов, представляет старое оборудование, которое использовалось во время первого этапа демеркуризации, а затем так и осталось на территории бывшего завода. В частности, речь идет об установке термического извлечения ртути из бетона. Это небольшая конструкция длиной примерно около 10 метров с бункером для угля, трубами и мини-конвейером.
– Ее оставили в надежде на то, что еще будет проводиться второй этап демеркуризации. Это специально спроектированная установка. Разработчик – киевский институт «Еврохим». Использовалась она для извлечения ртути из бетонных и железобетонных конструкций и полов того самого корпуса № 31. В свое время эта установка хорошо себя показала и многим выручила нас. В ее основе применялся уголь для нейтрализации отходящих газов после извлечения ртути, – пояснил Артур Ахметов.
Поскольку установка не была своевременно разобрана и утилизирована, теперь она сама представляет угрозу и является единственным источником попадания ртути в атмосферу. В остатках угля сохранились частицы ядовитого металла. По словам специалистов, ее необходимо срочно утилизировать.
– На это денег много не надо, речь идет примерно о 25 миллионах тенге. Однако и этой суммы пока нет. Мы уже два года говорим об этой проблеме, просим, пишем, но никто не реагирует, – отметил Артур Даражатович.

Масштабный мониторинг ситуации на государственном уровне ведет ТОО «Павлодар-гидрогеология», специалисты которой также регулярно выезжают на территорию бывшего химзавода. У них собрана большая база данных, и все случаи загрязнений четко фиксируются, а затем подвергаются подробному анализу.
– Мы ведем государственный мониторинг по всей области, в том числе на территории бывшего химзавода и озера-накопителя Былкылдак, где у нас есть режимный пост. Все четко контролируется. Напомню, что впервые ртуть в районе озера Былкылдак обнаружили в 1976 году. После этого было уделено особое внимание исследованиям, и расширена государственная сеть наблюдений. В конце 1990-х годов началась масштабная работа по демеркуризации, и сейчас уже на протяжении почти 15 лет практически ртути нет нигде, – рассказал Юрий Косолапов, главный гидрогеолог компании «Павлодар-гидрогеология», добавив, что поводов для беспокойства быть не должно.
Сертифицированная лаборатория компании «Павлодар-гидрогеология», с более чем полувековой историей, находится в пригородном селе Жетекши. Все пробы отправляются именно туда, где работает высокопрофессиональная команда лаборантов и имеется все необходимое оборудование.

– Ситуация находится под контролем: мы ведем постоянное наблюдение, и любые возможности проявления ртути будут зафиксированы, тем более при движении к Иртышу. Исследования последних лет показывают, что никакого движения подземных вод загрязненных ртутью нет, воды к Иртышу идут чистые, – отметил Юрий Георгиевич.
Пока ученые не знают, что делать с ртутью дальше. Наука еще работает над технологиями, которые могли бы помочь извлечь ядовитый металл из грунта. Как сообщил заместитель руководителя управления недропользования, окружающей среды и водных ресурсов Павлодарской области Даулет Есмагамбетов, в прошлом году на региональном уровне разработали специальную концепцию по реабилитации объектов демеркуризации, цель которой – продолжить поиск вариантов решения проблемы с привлечением международных организаций.
Илья ОТРАДА, «Наша Жизнь» №31, 10.08.17