Четверг, 25 апреля
Меню

Картины репрессий

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1152
Картины репрессий

Великий джут, кровавый 37-й, депортация народов… Масштабная выставка о жертвах политических репрессий в большом зале областного художественного музея уникальна. Сотрудники госархива области совместно с музеями Павлодара собрали исторические свидетельства тысяч исковерканных судеб. Каждая картина, каждый листок, каждое фото на экспозиции – большая и страшная история. Прийти на выставку «Забвению не подлежит» стоит не раз, и говорить о теме, на ней представленной нужно подробно.

В семье Абрамовичей сохранились книги, тома Пушкина, которые хранятся в архиве. Три раза Исайю Абрамовича ссылали, он был убежденным троцкистом. Он после каждого освобождения ехал в Москву и собирал по букинистам все, что связано было с его темой. Он написал книгу воспоминания об ИТЛ, она была издана и хранится вместе с рукописью в архиве. И эти страницы можно увидеть на выставке. Здесь же – фотографии арестованного Жусупбека Аймаутова, Павла Васильева и многих других – знаменитых и неизвестных жертв репрессий.

«Поражает страшная несправедливость. Страшные судьбы, исковерканные жизни. Люди были уникальные, с огромным потенциалом, огромного масштаба. Например, в Павлодаре безвестным умер сосланный профессор, микробиолог с мировым именем Сергей Щастный. Он спасал наших земляков от эпидемии в годы войны. Сам заразился и умер. Писательница Анастасия Цветаева тоже жила в Павлодаре. Командир крейсера «Аврора» Валентин Эмме тоже оказался здесь. Если бы не репрессии, эти людей на территорию Павлодарской области никогда бы не занесло», – говорит о своих впечатлениях при работе с документами руководитель отдела научно-информационной деятельности госархива области Надежда Кубик. Она отметила также, что основной пласт таких документов находится в архивах ДКНБ, и они по-прежнему недоступны для архивистов. В архив же собирают личные документы и свидетельства граждан.
Большая часть документов на выставке имела в свое время грифы «Секретно» и «Совершенно секретно». Здесь тюремные справки, протоколы допросов, фотографии арестованных, личные вещи репрессированных, информационные справки о погибших от голода. «Невозможно уместить в одной экспозиции все имеющиеся в распоряжении архива документы, но те, что представлены, характеризуют этот период. Читать их без эмоций и слез невозможно», – говорит заместитель руководителя государственного архива Павлодарской области Ханшайым Макажанова.

За последние два года архивистами при сотрудничестве с московским историко-просветительским центром «Мемориал» были собраны сведения о более шести тысячах репрессированных жителей Павлодарской области. Также по итогам обработки рассекреченных прокуратурой документов список пополнился на 4000 имен. Гриф «секретно» снимут не со всех документов – более трех тысяч человек из списка были осуждены по 58 «политической» статье.
Архивисты намерены дополнить новыми сведениями уже изданные сборники. В том числе «Книгу скорби». «Также в планах издание сведений о детях, которые работали в годы войны, мы намерены выпустить сборник фамилий и воспоминаний тех людей, которые работали в плену. Нами инициирован еще вопрос об издании книг польской, чечено-ингушской диаспор. Многие из них поднимали экономику, внесли свой вклад в историю, культуру нашего региона», – сообщил глава госархива Павлодарской области Халел Акимханов.
Музейщики к инициативе Халела Акимханова о выставке отнеслись с воодушевлением. Тема трудная и серьезная. И материала у нас в регионе по ней очень много. Фотодокументальную выставку собирали давно. В нее вошли в том числе работы 16 художников. Абрам Черкасский, Леонард Брюммер, Елизавета Говорова, Исаак Иткинд, Владимир Эйферт, Илона Токай, Всеволод Теляковский, Сергей Кукуруза, Павел Реченский – все они и другие были сосланы в Казахстан в разные годы. Всего в фондах Павлодарского областного художественного музея хранится 214 работ репрессированных художников.

– Все эти художники – высочайшие профессионалы. И они подтягивали до своего уровня мальчиков, которые приходили с открытыми глазами, из Алматы, Павлодара, районов области, – рассказывает искусствовед, главный хранитель фондов областного художественного музея Елена Дубовая. – У Мартынцева есть воспоминания, что в военное и послевоенное время приезжали учиться и из Новосибирска, потому что у нас была сильнейшая живописная школа, мощнейшие учителя. И все они рады были делиться своим талантом, и сами они оставили большое творческое наследие. Черкасский, Эйферт, Говорова – эти работы хранятся в Кастеевском музее изобразительного искусства.
Судьбы страшные и интересные. Те, кто не погиб в исправительно-трудовых лагерях, прожили добрую хорошую жизнь. Отдавая добро людям, совершенно не помня зла. Елена Дубовая поясняет: скульптор Юрий Гуммель вообще не мог поступить, как немец, ни в какой московский вуз и не имел образования. Он до всего дошел сам и сделал Караганду уникальнейшей. Все скульптуры Гуммеля в Караганде стоят на площадях и улицах. Самоучка, который стал заслуженным деятелем искусств КазССР.
А у других – высочайший взлет – и падение в бездну. Краковская академия у Зиновия Цекало, Киевская академия у Черкасского, Брюммер получил в школе Мурашко прекрасное образование. Елизавета Говорова – ВХУТЕМАС, Москва, Санкт-Петербург, дворянское образование, постоянные выезды за границу. И за это ее сослали в Алма-Ату. И здесь она тоже проявила себя – выставка за выставкой. В музее Павлодара хранится 14 ее работ.
– В Прииртышье творил наш знаменитый художник Александр Иванович Бибин, – продолжает тему Елена Дубовая. – Его отец и мать были репрессированы. Бибин воспитывался в детдоме. Его учителем стал Угрюмов – ученик Черкасского. Потом Бибин едет в Алма-Ату и учится у Черкасского специально. А в 80-х годах Александру Бибину инкриминировали экономическое и нравственное правонарушение – его обвиняли в формализме. Прекрасная роспись в музучилище – абстрактная монохромная живопись. Ее буквально через неделю уничтожили. В эти годы его практически не выставляли, он работал «в стол», потому что был не похож ни на кого. Работал в музее реставратором. Мы сейчас выставили практически все его работы, которые есть в фондах.

Павел Реченский – художник со студийным образованием, бывший моряк. Три его дневника представлены на выставке. Семью раскулачили как зажиточную и выслали в карагандинские лагеря. В 1988 году он делал в Павлодаре выставку, были и московские экспозиции. И он подарил в фонды музея огромное количество своих работ. И работы уникальные – с евангельскими темами, свои собственные легенды, национальные. Колорист он был уникальный, и сейчас галеристы Алматы и Астаны за ним буквально гоняются.
– Владимир Эйферт был директором государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина в Москве, – рассказывает о знаменитом художнике Елена Дубовая. – Он закупал импрессионистов в Париже для музея. Репрессирован по национальному параграфу – немец. Сидел в КарЛаге, по иронии судьбы – в селе имени Пушкина. Реабилитирован посмертно. Хотя работы представлены разных лет – и 30-х годов, еще до заключения, и до 80-х, у этих художников нет ни одного сюжета о заключении, лагерях и ссылках. Вот Илона Токай – венгерка, училась в Римской академии. В Риме же она встретила русского художника Аркадия Акцинова, влюбилась и поехала с ним. Конец 30-х, Москва. Их тут же разделили и арестовали. Больше они никогда не виделись. Он пропал, а Илону выслали в Кустанай, в артель по производству игрушек. Позже она обосновалась в Алма-Ате. И лишь в старости вернулась на Родину…
Продолжение в следующем номере.
Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, газета «Наша Жизнь» №22, 08.06.17