Суббота, 20 апреля
Меню

Воровать — так по-крупному

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 2371
Воровать — так по-крупному

Подозреваемого в крупном коррупционном скандале, а точнее, в хищении трех миллиардов (!) тенге со строительства автобана Павлодар — Астана Амантая Касымханова решили не выпускать под залог и держать в следственном изоляторе. Причины веские – на свободе чиновник национальной компании «КазАвтоЖол» может оказать давление на участников процесса или, что еще хуже, вовсе сбежать за границу. Это громкое дело в народе уже обрастает самыми различными слухами. Подобной рекордной суммы хищений бюджетных средств в нашем регионе никто не припомнит, а учитывая, через какие испытания приходится проходить рядовым казахстанцам, выехавшим по трассе Астана — Павлодар — Семей, всем интересно узнать, кто еще так нагло расхищал казну и замешан в срыве строительства президентского автобана.

Рассмотрение вопроса о продлении санкции в отношении задержанного чиновника национальной компании прошло в минувшую пятницу 26 мая в городском суде № 2 по уголовным делам. На том, чтобы не выпускать Амантая Касымханова на свободу под залог, настояли прокуроры. И на основании ст. 136, ст. 147, ст.148 УПК РК судья Балтабай Дунбекбаев санкционировал меру пресечения в виде содержания заместителя директора областного филиала «КазАвтоЖола» под стражей сроком на два месяца.
– Касымханов подозревается в хищении бюджетных средств в особо крупном размере в группе лиц по предварительному сговору. Деньги выделялись в рамках государственной программы «Нурлы жол», а если конкретно, – на строительство автодороги Астана – Павлодар – Семей. Наше ходатайство поддержано судом. Основанием для ареста явилось то, что, находясь на свободе, он может воспрепятствовать расследованию, воздействовать на участников процесса и, возможно, скрыться. Инкриминируемые ему статьи –тяжкие. Санкции по статьям предусматривают: по первой – от 7 до 12 лет, по другим – от 5 до 10 лет лишения свободы, – коротко прокомментировал ход расследования этого дела начальник управления прокуратуры области Бейсенбек Алиев.
Напомним, громкое задержание чиновника было проведено во вторник 23 мая. Ему инкриминируется растрата трех миллиардов тенге. По данным следствия, Амантай Касымханов «организовал преступную схему хищения подрядными организациями бюджетных средств, выделенных на реконструкцию автодорог на территории области, путем замены оснований дорожной одежды, использования материалов, не предусмотренных проектно-сметной документаций, и др.».
Одними из первых за задержанного чиновника вступились его ближайшие коллеги. Соратники Касымханова охарактеризовали его как очень опытного и честного специалиста. А вот непосредственный руководитель ведомства, к которому поспешили обратиться журналисты на второй день после официального сообщения антикоррупционного ведомства, и вовсе шокировал репортеров. Кайрат Каребаев заявил агентству Pavlodarnews.kz., что о поимке своего заместителя узнал из новостей, а искать его начали после того, как тот не появился на работе.
– Вчера Амантай Касымханов не явился на работу, мы ему звонили – он не отвечал, – сообщил журналистам вновь назначенный глава павлодарского филиала компании «КазАвтоЖол» Кайрат Каребаев.
К слову, Кайрат Каребаев занял этот пост 14 февраля текущего года, до этого представительство национальной компании в Павлодаре возглавлял 39-летний Ерсин Сариев. Он проработал в этой должности со 2 сентября 2013 года. Но сразу после сдачи в эксплуатацию нового мостового перехода через Иртыш в кулуарах местной власти пошли разговоры, что молодого руководителя теперь ждет повышение. К слову, за ввод в действие самой длинной в Средней Азии речной переправы Сариев был награжден орденом «Курмет».
Но вернемся к делу. Нынешний босс павлодарского «КазАвтоЖола» Кайрат Каребаев в разговоре с журналистами признался, что пока до конца не понял, о какой преступной схеме, которую якобы создал Амантай Касымханов, идет речь.
– Подробностей я не знаю, ведется следствие. На каких объектах и какие нарушения были выявлены, я сказать не могу… То, что было до меня, не знаю. Проведенные в то время проверки показали, что все в порядке, – пояснил Каребаев.

Обвинение 56-летнему Амантаю Касымханову предъявлено сразу по трем статьям УК РК: «Покушение на преступление, не доведенное до конца», «Присвоение или растрата вверенного чужого имущества в особо крупном размере» и «Мошенничество, совершенное в особо крупном размере». Как пишет Informburo.kz., в общей сложности чиновнику может грозить до 12 лет лишения свободы.
На суде, где рассматривался вопрос ареста чиновника, его адвокат зачитала положительную характеристику руководства компании и заявила, что представленные прокурором основания не обоснованы.
– Касымханов на протяжении года являлся без опозданий для дачи показаний на каждый вызов. Являлся по первому вызову следствия. Он примерный семьянин, никогда ранее не привлекался ни к уголовной, ни к административной ответственности. В материалах дела есть характеристика руководства, которое не отвернулось от него, – приводит агентство слова адвоката Галии Акбердиновой.
Более того, защитник на суде утверждала, что ущерб государству Касымханов не причинял.
– Орган уголовного расследования, целый год расследуя, только сейчас выдвинул обвинение. Показания моего подзащитного стабильны. Вывод следствия – Касымханов пытался совершить хищение путем растраты и обмана, но не смог довести преступный замысел до конца, потому что органы пресекли этот факт, – отметила адвокат.
По ее словам, родные внесли залог в сумме 1 млн 135 тыс. тенге, и защита просила избрать меру пресечения в виде залога либо домашнего ареста. Но суд на это не пошел.
Что касается самого подозреваемого, то вину свою он не признал.
– Акт приемки работ подписывается, в первую очередь, технадзором, это другая организация, затем всеми нашими сотрудниками, я подписываю последним. Объемы и расчеты проверяются до меня и подтверждаются всеми должностными лицами, которые осуществляют контроль на этом объекте, – рассказал подозреваемый.
Между тем, следователь Комитета госдоходов Душат Нурпеисов заявил, что, согласно актам выполненных работ, по первому эпизоду растрата составила 563 млн тенге из выделенных двух миллиардов. А по второму эпизоду Амантай Касымханов подозревается в хищении еще двух миллиардов тенге путем искусственного завышения сумм в официальных документах.
Как сообщает Today.kz., согласно обвинительному заключению, Касымханов вступил в сговор с подрядчиком, выигравшим тендер на участке «Астана – Ерейментау – Шидерты», фирмой АОЗТ «ДенаРахсазКонстракшн».
«Без определения калькуляции стоимости заменяемых материалов при уменьшении цены на закупаемые товары, работы и услуги, влияющие на технологические проектные решения, затрагивающие стоимость, подсудимый согласовал замену верхнего слоя основания дорожного покрытия из подобранной щебеночно-песочной смеси толщиной 12 сантиметров, укрепленного вязким битумом. Кроме того, несмотря на то, что фирма, осуществляющая авторский надзор проекта, отказала в замене материалов, использующихся в нижнем слое асфальта, Касымханов совершил задуманное. Таким образом, сэкономленные средства он запланировал присвоить», – говорится в материалах дела.
В результате замены двух слоев дорожного покрытия произошло существенное изменение технологических проектных решений. Общая сумма нанесенного ущерба «КазАвтоЖолу» составила 563 823 446 тыс. тенге. Факт хищения пресечен органом досудебного расследования.
Второй эпизод – строительство автодороги Павлодар – Семей, где потребовались дополнительные затраты, не указанные в ПСД. Специалисты оценили корректировку в сумму более десяти миллиардов тенге, Касымханов незаконно утвердил этот документ. На самом деле, по подсчетам экспертов, сумма корректировки не должна была превышать восьми миллиардов тенге. Далее Касымханов подписал акты выполненных работ, ущерб составил два миллиарда тенге.

Отметим, что проект по строительству автобана Астана – Павлодар – Семей уже не раз подвергался критике. Первый громкий скандал разгорелся в 2015 году, когда глава ТОО «ИртышВостокСтрой» Нуржан Кожабеков пожаловался на многомиллионные долги субподрядчикам. Речь шла о 13 фирмах и 119 млн тенге. Ту историю Амантай Касымханов прокомментировал так, что они якобы ничего не знали ни о долгах, ни об этих фирмах. И что «КазАвтоЖол» официально заключил договор только с генеральным подрядчиком в лице иранской компании «ДенаРахсазКонстракшн». Другой громкий скандал случился 23 июля прошлого года. 450 рабочих трех субподрядных фирм ТОО «АДСТ-К», «Акмоладорсервис», ТОО «ДАК-Т», занятых на строительстве 25-километрового участка автобана между поселками Ленинский и Спутник из-за долгов по зарплате и отсутствия стройматериалов и ГСМ полностью прекратили работы и едва не объявили забастовку. В тот же день они начали вывоз техники с площадки. В общей сложности долг по зарплате рабочим превысил 100 млн тенге. Срыв графика строительства участка транспортного коридора «Центр – Восток» произошел из-за споров между учредителями ТОО «Автодорсервис». Одна из сторон, которой принадлежит 51 % акций компании, назначила нового генерального директора. Отсюда все и пошло.
Разборки вокруг этого дела были не шуточные, однако в павлодарском филиале «КазАвтоЖол» особо не спешили вмешиваться в ситуацию, а тем более давать какую-либо оценку. Зато местные чиновники наперебой рассказывали, как хорошо идет строительство нового мостового перехода, на который казна выделила 53,8 млрд тенге. Одно из последних официальных заявлений накануне торжественного пуска объекта в эксплуатацию как раз сделал находящийся сейчас в СИЗО Амантай Касымханов.
– Там сейчас поставили везде датчики для испытаний. Перед открытием дали необходимые нагрузки. Груженые машины ставили, стационарные нагрузки, сколько выдерживает этот мост, сколько эстакадная часть. Испытания завершились успешно, все прошло нормально, – отметил на пресс-конференции 7 декабря прошлого года в региональной службе коммуникаций Амантай Касымханов, уточнив, что всего на объекте установлено свыше сотни электронных датчиков.
Чем закончится расследование уголовного дела вокруг строительства автобана, пока не известно. Видимо, оно будет долгим и, возможно, еще преподнесет немало сюрпризов. Стоит напомнить, что строится автомагистраль по прямому поручению главы государства. Сдать ее в эксплуатацию чиновники обещали досрочно к началу Экспо-2017. Напомним, Всемирная выставка в Астане торжественно откроется 10 июня.