Menu

В Казахстане раскроют скрытые госуслуги. Павлодар – один из первых

В Казахстане раскроют скрытые госуслуги. Павлодар – один из первых

От 15 до 150 услуг в госорганах различных областей Казахстана являются скрытыми – считает независимый международный эксперт в сфере оценки госуслуг Сергей Пизиков. Эти услуги пока не внесены в Реестр госуслуг РК, состоящий из 739 наименований, и являются лазейкой для коррупционеров. Устранение этой кормушки сэкономит государству и гражданам примерно полтора миллиарда тенге. Выявление скрытых госуслуг в Казахстане профинансировало Агентство США по международному развитию (USAID). О том, как ведется эта работа, Сергей Пизиков рассказал на встрече с павлодарскими журналистами.

В 2008–2011 годах Сергей Пизиков был советником премьер-министра РК, возглавлял проект по улучшению бизнес-среды в Казахстане, участвовал в создании ЦОНов и оценке государственных услуг. В Павлодар прибыл из Усть-Каменогорска, где под эгидой частного Информационного фонда (Fipro), при материальной поддержке USAID осуществляет проект «Качество услуг – зона общественного контроля». Этот проект рассчитан на 2015–2017 годы и охватывает Алматы, ВКО и Павлодарскую область.
Специалисты Fipro выявят в наших регионах скрытые госуслуги, опросив госслужащих и граждан. По результатам опросов разработают методику выявления скрытых госуслуг для госчиновников и НПО. В конце 2017 года эта методика будет представлена на национальном уровне. В итоге взаимодействие государства и граждан станет эффективнее – будет меньше бюрократической волокиты, траты времени и денег. Казахстан сделает еще один шаг к заветной тридцатке развитых стран.
Казахстан стал выстраивать эффективную систему государственных услуг только на пятнадцатом году независимости. Вследствие чего появилось электронное правительство, центры обслуживания населения, предпринимателей, автовладельцев, электронные очереди и многое другое. Сравните, какой ад был в этих сферах всего 10 лет назад – беготня по инстанциям, сбор документов, стояние в очередях. Сегодня правительство поставило задачу максимально упростить обслуживание населения.
– Если открыть всем известную Википедию на английском языке и почитать что такое Public services (государственная услуга), то где-то там на Западе, откуда к нам пришло это понятие, Public Services – это медицина, образование, водоснабжение, освещение, транспорт и другие услуги, предоставляемые государством населению, – рассуждает Сергей Пизиков. – А если открыть русский вариант Википедии, то вы прочитаете, что государственная услуга – это услуга, которая оказывается государством юридическим и физическим лицам по их запросу и ее результатом является получение некоего вещественного или не вещественного блага. Весьма размытое понятие.
В Казахстане существует Реестр госуслуг, утвержденный правительством, куда входит 739 услуг (в развитых странах число услуг в Реестрах достигает двух с половиной тысяч). Все те услуги, которые до сих пор в этот Реестр не попали, считаются скрытыми. У них нет четких, утвержденных норм, не расписано, какие документы должен представить заявитель для их получения, в какие сроки эти услуги должны оказываться, какие меры воздействия на госчиновника должны быть оказаны в случае нарушения установленного порядка. Все это дает волю коррупционерам, привыкшим ловить рыбу в мутной воде.
Сергей Пизиков привел примеры скрытых услуг, не включенных в Реестр: «Выдача жилья местными исполнительными органами гражданам, нуждающимся в жилище из государственного жилищного фонда», «Предоставление справки гражданам, единственное жилище которых признано аварийным» и т.д.
– К примеру, услуги «Приватизация жилищ из государственного жилищного фонда», прописанной в соответствии со стандартами и регламентами, в Реестре не существует. Вот это и есть скрытая госуслуга. Если вы будете проходить этот процесс в Павлодаре – это будет одна песня, в Кокчетаве – другая, в Усть-Каменогорске – третья. И это будет абсолютно разный набор документов, абсолютно разные сроки исполнения, – объясняет Сергей Пизиков. – В правительстве это понимают, из Министерства экономики дают команды акиматам выявлять скрытые госуслуги для их последующей стандартизации, регламентации и внесения в Реестр.
Но, так как четких инструкций и алгоритмов по выявлению скрытых госуслуг пока не разработано, чиновники действуют по своему усмотрению. Одни опрашивают население: сталкивались ли вы со скрытыми госуслугами? И, если человек не имеет привычки учить наизусть Реестр госуслуг РК, он отвечает: нет, не сталкивался. Такие чиновники потом рапортуют: у нас в области скрытых услуг не обнаружено. Есть государственные деятели, подходящие к задаче более ответственно: если была задача выявить – значит, надо выявить, и побольше! В составленный ими список могут попасть услуги, которые государственными услугами не являются. В итоге Реестр пухнет, а эффективность работы госорганов по оказанию услуг снижается.
В подтверждение этого тезиса павлодарские журналисты рассказали о том, что в прошлом году в госучреждениях Павлодарской области было выявлено 15 скрытых услуг. Но, как отметил на брифинге областного департамента Агентства по делам  государственной службы и противодействию коррупции Максут Утешев, только семь из них утверждены агентством и будут рассмотрены для включения в Реестр.
В их числе: выдача решения республиканской апелляционной комиссии по заявлениям граждан, несогласных с баллами ЕНТ; проведение комплексной вневедомственной экспертизы проектов строительства объектов; выдача санитарно-эпидемиологического заключения на перезахоронение трупов; присвоение звания «Народный» (образцовый) коллективам художественной самодеятельности; выдача разрешения на работу в читальном зале архива; психиатрическое освидетельствование, а также профилактические осмотры обследуемого лица; прием заявок для участия в национальном конкурсе «Мерейлі отбасы».
– На первой стадии проекта «Качество услуг – зона общественного контроля», то есть весь 2016 год, мы занимались отбором предложений по реформированию госуслуг с помощью Анализа регуляторного воздействия (АРВ). Эта методика позволяет просчитывать экономические и социальные последствия реформ – получим мы эффект, который от них ожидаем или нет, – рассказывает Сергей Пизиков. – С начала 2000-х этот инструмент применяется в 37 странах мира, он обязателен в странах Организации экономического сотрудничества, куда стремится войти Казахстан. В Казахстане с 2014 года этот инструмент является обязательным при разработке и принятии нормативных актов регулирующих предпринимательство. Но большинство граждан и даже госчиновников не знают о его существовании и обязательности. В 2016 году в ВКО с помощью АРВ мы успешно провели реформирование нескольких госуслуг. Одна из них – «Предоставление бесплатного подвоза детей из отдаленных сельских населенных пунктов в школу и обратно». Также были отменено несколько госуслуг, касающихся особого порядка выделения земельных участков в городе – мы просто объединили их в одну.
Сергей Пизиков отметил, что впервые в Казахстане эффективно применили АРВ именно павлодарцы. В 2013-2014 годах он провел семинар по АРВ для павлодарских НПО. В итоге две организации, защищающие права женщин и инвалидов, сделали по своим темам анализ поправок в законодательство РК, и эти поправки были приняты. Больших успехов, по словам Пизикова, добился руководитель казахстанских скаутов Виктор Деймунд – утвержденная правительством концепция молодежной политики была создана в основном на разработках его команды. Поэтому Сергей Пизиков надеется, что вторая стадия проекта «Качество услуг – зона общественного контроля» пройдет в Павлодаре не менее плодотворно. Опросы граждан и чиновников о скрытых госуслугах начнутся уже в апреле.
Федор Ковалёв, фото автора, газета «Наша Жизнь» №12, 30.03.17

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Наверх
Assembled by Nebel