Пятница, 19 апреля
Меню

Дорогая вода

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1015
Дорогая вода

С 1 мая ТОО «Адис», обеспечивающее орошение полей Новочерноярки, планирует поднять тариф на воду с 7 до 24 тенге за кубометр. Это чревато подорожанием местных овощей и банкротством многих фермеров. Такая цена на воду действует только в самых засушливых районах Казахстана. Задирать тариф в селе, стоящем на Иртыше, крестьяне считают абсурдным. Истинная причина возможного подорожания выяснилась на прошедших общественных слушаниях.

Горячее обсуждение грядущего повышения тарифа на воду прошло в ДК Новочерноярки под председательствованием заместителя руководителя областного антимонопольного комитета Думана Шаханова. Прения сопровождались трелями сверчка – так поминутно звонил телефон замакима Павлодарского района по селу Нурлана Садыбекова, заседавшего в президиуме.
Думан Шаханов напомнил фермерам, что действующий тариф на воду – 7,1 тенге – за кубометр был утвержден в апреле прошлого года. 31 января текущего года ТОО «Адис» подало заявку на повышение тарифа до 24,56 тенге за куб. Сейчас заявка находится на рассмотрении, и антимонопольщики хотят узнать мнение крестьян.
Напомним, что черноярская оросительная система построена в 1965 году. С распадом совхоза «Черноярский» перешла частнику. После многочисленных жалоб крестьянских хозяйств на перебои с водой в 2011 году насосные станции и магистральный водопровод выкупила социально-предпринимательская корпорация «Павлодар» и передала через свое дочернее предприятие ТОО «Ертic Оркенi» в управление ТОО «Адис».
За счет государства проведен ремонт насосных станций на 92 миллиона тенге. Водоснабжение наладилось. Однако замены труб водоводов, коим уже более полувека, до сих пор не было. А про коллектор, отводящий грунтовые воды с полей, и вовсе забыли. Он нигде не числится и стоит в нерабочем состоянии. В результате поля Черноярки превращаются в болота и солончаки. Уже потеряна почти половина орошаемых земель. Нарушение Земельного кодекса продолжается.
Директор ТОО «Адис» Аман Симабаев объяснил, что необходимость повышения тарифа на воду вызвана не только подорожанием электроэнергии, ГСМ, материалов для ремонта, необходимым повышением зарплаты и т.п. Основную часть тарифа составило увеличение амортизации имущества (насосных станций и трубопровода – авт.) и, соответственно, увеличение налога на имущество. Ему, дескать, кто-то посоветовал увеличить амортизацию имущества и за счет средств амортизации вести дальнейшие ремонты насосов и труб.
– Десять лет мы не повышали тариф, занимались ремонтом и обновлением оборудования за счет государственных средств, – говорил Аман Симабаев. – Далее я не вижу радужной картины, что государство дальше будет помогать. Поэтому перспектива того, что мы останемся завтра ни с чем, понудила меня изыскивать средства своими силами, по принципу «спасение утопающих – дело рук самих утопающих».
По словам руководителя ТОО «Адис», в действующем тарифе амортизация была заложена в сумме 14 миллионов тенге. В новом тарифе амортизация составила 70 миллионов. Это произошло, потому что он произвел переоценку своих основных средств – насосных станций и трубопровода. Так как трубы 50 лет не менялись и давно отслужили свой срок, оценщики из ТОО «Независимая оценочная компания «Экспресс Багалау» поставили им максимальный износ – 90 процентов.
– Теперь все это хозяйство (насосные станции и трубопровод, – авт.) стоит 1 миллиард 45 миллионов 767 тысяч тенге. Из них 800 миллионов – труба, точнее, 10 процентов того, что от нее осталось, – подытожил Аман Симабаев. – Если пластиковой трубой все менять – это порядка 7 миллиардов тенге выйдет.
Также он привел самые низкие цены на пластиковые трубы, производимые в Аксу: стоимость одного километра – 90 миллионов 816 тысяч тенге.
– Это чуть больше того, что я заработал за поливной сезон 2016 года, – прокомментировал он. – Если нам утвердят тариф, то эти амортизационные отчисления позволят нам хотя бы полкилометра трубы в год покупать за счет собственных средств.
Также Аман Симабаев сообщил, что в прошлом году ТОО «Адис» понесло убытки, из утвержденного объема воды – 13 миллионов 50 тысяч кубометров – на поля было подано на два миллиона кубометров меньше. Проливные дожди вычеркнули 15 миллионов тенге из прибыли. В этом году на поля планируется поставить 11 миллионов 900 тысяч кубометров воды.
Повышение амортизации вызвало массу вопросов у фермеров. Они выяснили, что оценка износа труб шла в кабинете, без выезда на поля, что с таким же успехом степень износа можно было поставить любую – хоть 20, хоть 80 процентов. Значит, повышение тарифа из-за увеличения амортизации фактически не обосновано.
– Все говорят, 50 лет этой трубе. Но в плачевном состоянии всего два-три километра. А вы берете весь трубопровод – 76 километров, спорит старейший черноярский фермер Владимир Кошевой.
– Замена двух километров трубы – это 180 миллионов тенге. А у меня амортизация всего 70. Значит, эти два километра я буду минимум четыре года менять, – отвечает Аман Симабаев.
Вопрос из зала: «За 10 лет вы хоть сто метров трубы заменили?»
Аман Симабаев: «Нет».
Науканбек Рысбай, член комиссии по водопользованию: «Куда 10 лет тратили амортизационные накопления?»
Аман Симабаев: «В 2006 году утвердили тариф на воду – 5,55 тенге. Амортизация составляла три миллиона тенге. В 2016 году я утвердил тариф, амортизация уже 14 миллионов. В 2011 году проводили реконструкцию насосных на 92 миллиона. Государство провело. Эти деньги в прошлом году я закончил платить с амортизации. В прошлом году у меня было 14 миллионов амортизации. 10 миллионов я заплатил последний взнос в ТОО «Ертiс Оркенi». Любая реконструкция – она не бесплатная. 92 миллиона – это не подарок был».
Нурлан Садыбеков, замакима Павлодарского района: «С начала прошлого года я присутствовал на четырех собраниях лично, где предлагали всем водопользователям Черноярки выкупить эту насосную: сами ставьте тариф, будьте сами хозяевами. Не захотели».
Вопрос из зала: «Насколько нам известно, насосная станция находится в стадии продажи».
Аман Симабаев: «Нет. Вот протокол акима области от 25 января. Восьмой пункт – оставить ТОО «Адис» в составе СПК «Павлодар». Девятый пункт – проработать вопрос увеличения тарифа предоставления воды ТОО «Адис» на орошаемые участки. Потом вышло послание президента, что у государства должно остаться только 15 % предприятий. Остальные должны перейти в частные руки. Вот в связи с этим, может, какие-то изменения будут. Но в данный момент я руководствуюсь этим документом».
Николай Надедов, председатель сельского производственного кооператива «Черноярский-2016», куда входит 86 водопользователей, внес предложение: «Если ТОО «Адис» не справляется с доверенным хозяйством, то почему бы СПК «Павлодар» не передать насосную и трубопровод в ГКП «Казводхоз»? Они все реконструируют и наведут порядок. Отзывы по республике о «Казводхозе» самые хорошие, и тарифы у них приемлемые».
Науканбек Рысбай отметил, что в законодательстве есть положение, позволяющее передавать государственную собственность в доверительное управление частнику на безвозмездной основе. Он спросил фермеров: взяли бы вы в управление насосные, водопровод и коллектор бесплатно, и получил от них одобрение: конечно бы взяли.
Когда обсуждение тарифа вошло в горячую фазу, Аман Симабаев в запальчивости неосторожно обмолвился:
– В одном из кабинетов я услышал: ребята, не будет Черноярки, ничего страшного! Есть другие оросительные системы. Это 10 лет назад на нас молились. С нами считались. Сейчас говорят: спасение утопающих – дело рук самих утопающих.
Это заявление только подлило масла в огонь, и замакима Нурлан Садыбеков поспешил вмешаться:
– Уважаемые черноярцы! Я первый замакима Павлодарского района, и я сейчас первый раз слышу такое. Не надо будоражить людей, что мы хотим Черноярку закрыть. Этого никогда не будет! То, что он сейчас поставил тариф 24 тенге, – это его «хотелка». Но это не говорит о том, что 24 тенге останется. Государству это тоже не выгодно. Как мы цены регулировать будем?
Также замакима напомнил: 50 % тарифа на воду крестьянским хозяйствам оплачивает государство. На что ему парировали из зала: сегодня субсидирует – завтра не будет, а тариф останется.
Примирительной фазой собрания стал вопрос Амана Симабаева к фермерам: Какой тариф вас устроит? Главы крестьянских хозяйств загудели: ну, 10–12 тенге. Не больше…
Заместитель руководителя областного антимонопольного комитета Думан Шаханов взял мнение земледельцев на заметку и заверил: необоснованного повышения тарифа не будет!
Однако недовольство у фермеров осталось:
– Когда мы начинали в 90-х, семь человек нас было. Воды мало, тариф высокий. Нам говорят: вас больше будет, тариф уменьшится. Нас стало 50 человек, тариф поднялся, теперь нас уже 120 стало, а тариф опять растет. И все на тех же гнилых трубах…
Фёдор Ковалёв, фото автора, газета «Наша Жизнь» №9, 02.03.17