Среда, 24 апреля
Меню

Белорусы готовы инвестировать

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 2442
Белорусы готовы инвестировать

Аким Павлодара Нуржан Ашимбетов встретился с делегацией бизнесменов из Республики Беларусь. Говорили об общественном транспорте – трамваях, автобусах и электробусах, системе электронного билетирования и бескондукторном проезде, лифтах и авиасообщении Павлодара с Минском. Белорусы сделали павлодарцам массу предложений, которые стоит серьезно обдумать. Одно из них – выгодная система кредитования при приобретении белорусской техники в лизинг.

На встрече также присутствовали заместитель акима Павлодара, председатель этно-культурного объединения «Беларусь» Любовь Богнат, завсектором транспорта отдела ЖКХ Марат Асылбеков, представители Палаты предпринимателей области, Агентства по привлечению инвестиций, отдела предпринимательства и сельского хозяйства города. Заместитель акима области Дычко, которого иностранные представители также пригласили, не смог присутствовать на встрече по причине отъезда.

Белорусскую делегацию возглавлял Геннадий Клыга, советник руководителя торгово-экономической службы посольства Республики Беларусь в Республике Казахстан. Остальные гости — главный конструктор ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш» Олег Быцко, директор ТОО «ТД МАЗ-Казахстан» Максим Пигулевский, директор ТОО «КАЗРЕСУРСПРОМ» Максим Михалевич, директор IBA KZ, официальный представитель IBA Group в Центральной Азии Михаил Бунас и замначальник отдела маркетинга по странам СНГ «IBA IT Park» Юрий Пономаренко.

Прибыли представители белорусской стороны весьма кстати. Узнав, что в Павлодаре сейчас решается транспортная проблема, захотели принять участия в ее устранении. Интерес в развитии Павлодара такой: поставка трамваев и автобусов производства МАЗ. Также есть предложения по диспетчеризации и бескондукторному проезду – компания IBA внедрила эту систему в Минске с 2014 года, работает она без сбоев.

— Мы знаем, что Европейский банк реконструкции и развития вас кредитует по транспортной, коммунальной программе, — говорит советник руководителя торгово-экономической службы посольства Республики Беларусь в Казахстане Геннадий Клыга. – Учитываем все – и тендер, и конкурентную среду. И все же, белорусская сторона готова выступить еще и инвестором в этой программе. Сегодня банк развития, который есть у нас, предоставляет кредиты под реализацию товаров и услуг Республики Беларусь. Ставка в евро 0,35 % годовых, ставка в долларах 1,8 % годовых. Не думаю, что другой банк предложит вам такие выгодные условия по сделке. Хотелось бы, чтобы наши предложения были рассмотрены: это закупка наших трамваев и другой техники из нашего источника и под наше финансирование. Условие – сумма кредита не менее 1 миллиона долларов, и аванс в 15% за счет средств покупателя. Все остальное белорусский банк может профинансировать.

Тему продолжил главный конструктор ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш» Олег Быцко. Сегодня предприятие выпускает весь модельный ряд пассажирского электротранспорта.

— С этого года начата еще и разработка электробусов: осенью запустим опытные модели, а уже зимой увеличим электробусные маршруты до 20. Их мы тоже предлагаем павлодарцам. Электробусы могут заменить классические автобусы. Трамвайные вагоны выпускаем одиночные и многосекционные. Они эксплуатируются в Республике Беларусь и России — только в Казани ездят 40 наших трамваев: 20 односоставных, и 20 трехсекционных. Но мы хотели бы расширить географию поставок, — рассказал Быцко.

Рынок диктует свои требования — современность, надежность и долговечность. В то же время по цене они должны быть приемлемы для покупателя. Говоря о белорусских трамваях, производители поясняют, что в них используются современные технологии в электронике, а также соблюдены нормы для перевозки граждан с ограниченными возможностями.

— Мы понимаем и то, что больших капиталовложений в обновление инфраструктуры нет, — констатирует факт Олег Быцко. — Тем более, трамвай покупается на больший срок эксплуатации, чем автобус. Поэтому в конструкции тележек вагонов предусмотрена возможность не совсем качественного трамвайного пути – рамы тележек имеют шарнирную конструкцию, возможность схода трамваев с рельсов минимизируется. Во всех видах нашего транспорта мы делаем из металлического каркаса и пластикового кузова. Этим решаются две проблемы срезу: срок службы увеличивается и появляется возможность качественного и быстрого ремонта в случае повреждения – просто заменяется отдельная секция обшивки.

Отвечая на вопрос акима Павлодара, специалисты отметили, что белорусские трамваи конкурируют с новыми усть-катавскими, которые уже имеются в Павлодаре. Также белорусская делегация рассказала, что в этом году они выиграли по цене в тендере у этих участников рынка в конкурсной закупке в Латвии.

Нуржан Ашимбетов объяснил гостям ситуацию по рельсовому хозяйству Павлодара. В планах приобретение 25 новых трамваев. И договор с ЕБРР уже заключен в прошлом году – соглашение подписано на уровне государства и направлено на коммунальное развитие. Важный момент в том, что по этой сделке предусмотрены субсидии, например, по перевозкам.

— Сейчас мы не сможем отменить конкурс. Огромная работа проведена, сделаны оценки и расчеты, — отметил Ашимбетов. — Не можем дать отбой заключенным контрактам, потому что появился выгодный источник финансирования. Но предложение по процентной ставке для коммунальщиков – очень интересное. Если на каком-то этапе что-то не получится с ЕБРР, то белорусские производители трамваев будут в потенциальных партнерах.

Поговорили и об автобусах. Белорусские автобусы зарекомендовали себя в Казахстане, говорят производители, — в Астане работают 200 МАЗов. Градоначальник разъяснил белорусской делегации, что произошло с автопарком № 1 в Павлодаре. ГКП было реализовано в прошлом году с аукциона. На минувшей неделе сделка отменена судом – поставщик из-за проблем с финансированием не смог обеспечить парк подвижным составом.

— Из-за девальвации бизнесмен понес потери, но городской бюджет не пострадал, — говорит Нуржан Ашимбетов. — В прошлый раз по оценке стоимость была 1 миллиард 200 миллионов тенге. Сейчас мы сделаем переоценку и выставим автобусный парк на торги в октябре. Условия были такие: равными долями в течение 3 лет внести в бюджет города, и за свой счет разово обновить автопарк на 30 единиц. Сейчас парк устарел, много арендованной техники. Какой-то кредит бюджет сейчас не осилит. Тем более, что от этой компании мы включили поступления в доходную часть бюджета. А сделка не состоялась, и в этом году образовалась дыра. Поэтому будет аукцион. Если хотите, тоже участвуйте. Технику вашу мы знаем, она хорошо себя показала, особенно в зимний период.

Кроме автобусного парка, в Павлодаре есть еще шесть перевозчиков. Им переданы маршруты, и по заключенному соглашению техника должна обновляться. Один перевозчик приобрел в этом году 10 машин. По словам главы города, было бы неплохо, если бы все перевозчики покупали одинаковый общественный транспорт. «Если наши перевозчики приобретали бы ваш транспорт, вы могли бы сделать для них скидку», — отметил он. Белорусы пояснили, что при таком раскладе поставка возможна в лизинг через казахстанские банки второго уровня.

Что касается внедрения электронного билетирования «Онай» в Казахстане, то пока в этой истории — тайм-аут. Сейчас пилотные проекты будут обкатываться в разных городах и с разными системами. Пригласили к участию и белорусские компании. Белорусская сторона сразу отметила свои преимущества — возможность безналичной и наличной оплаты проезда.

— Я думаю, что мы внедрим эту систему в Павлодаре, — считает директор IBA KZ, официальный представитель IBA Group в Центральной Азии Михаил Бунас. — Подготовка у нас хорошая. А 21 июля было заседание межправительственной комиссии, и в протоколе заседания у нас отдельным пунктом идет этот проект. Осталась самая малость. Пока весь вопрос в том, что у вас в городе нет компании транспортного оператора, которая могла бы взять на себя функции диспетчеризации и развертывания и поддержания этого социального проекта. Компания-оператор должна на себе замкнуть все финансовые вопросы. Как будет поддерживаться эта система в транспорте? Очень просто. У нас вся конструкторская документация есть, и техника идет с завода сразу подготовленная.

Аким Павлодара предложил поговорить с павлодарскими трамвайщиками – у них как раз есть диспетчерские системы. А Михаил Бунас ответил: «Тем более представители СПК были у нас в Минске и видели эту систему в работе».

«На карандаш» взяли и предложения проработать взаимодействие по отправке павлодарских детей в международный оздоровительный лагерь «Зубренок» на озере Нарочь в Минской области. А также о регулярном прямом авиасообщении Павлодар-Минск. Спрос на рейс немаленький, но продолжительность сезона – невелика. С увеличением международных полетов в этом направлении возрастет и загруженность павлодарского аэропорта.

Запланировав детальный разговор в трамвайном управлении с руководящим составом, а также с автобусными перевозчиками Павлодара, Экибастуза и Аксу, и банками второго уровня, стороны поблагодарили друг друга за встречу и обменялись памятными подарками. Контакты и связи между странами решили укреплять. К слову, еще один из пунктов, который, возможно, в Павлодаре будет развиваться по белорусской модели, – поддержании чистоты города. Подробнее об этом аким Павлодара обещал рассказать осенью.

Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, газета «Наша Жизнь» №34, 25.08.16