Пятница, 19 апреля
Меню

Степная феерия

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 17209
Степная феерия

Впервые в Павлодаре состоялся масштабный этно-фестиваль «Ұлы Дала Елі», приуроченный к 25-летию Независимости Республики Казахстан. Степной город из 50 юрт раскинулся на один день в Кенжеколе. Тысячи людей, море эмоций – это как раз тот случай, когда лучше один раз стоило оказаться там и все увидеть самому, чем потом слушать рассказы очевидцев. У тех, кто не смог побывать на этом грандиозном празднике истории, искусства, традиций и веселья, есть только одна надежда: чтобы фестиваль стал новой Павлодарской традицией и визитной карточкой нашего города.

Ничего похожего раньше в Павлодаре не было. Ни один праздник не может сравниться по формату и организованности с нынешним фестивалем. Задумка удалась. Исключая пару-тройку мелких недочетов, можно сказать: феерический степной фестиваль Павлодару нужен, настолько он был хорошо устроен и нашел отклик у горожан и гостей.

Говорят, что раньше на этом холме собирались предки и проводили свои праздники. Последовать их примеру решили и павлодарцы. Причем не только они: в этно-фестивале приняли участие гости из Киргизии, Узбекистана, Монголии и России. Мастера устроили выставку-ярмарку, на которой можно было не только приобрести понравившееся произведение прикладного искусства, но и посмотреть, как оно делается.

— Мы ежегодно проводим ярмарку мастеров возле музея, но, конечно, не в таком масштабе, — говорит Гульнар Нурахметова, директор Павлодарского областного историко-краеведческого музея имени Потанина. — А в этот раз мероприятие получилось огромным международным праздником. Более 70 мастеров приехали из разных регионов Казахстана, и из других стран. Этот фестиваль напоминает нам те мероприятия, которые проходили в степи ранее – Кояндиновскую и Ботовскую ярмарки. Это очень символично. Меня радует, что этот фестиваль проходит на нашей земле. Много праздников проводят в Алматы, в Астане, а у нас впервые. Ну и конечно, радует массовость – очень много людей увидели этот праздник.

Действительно, народу на празднике была тьма-тьмущая. Только участников – 25 тысяч человек. А еще зрители, гости, родня, друзья, знакомые. В общем, как было заведено в старину, виден был этот аул издалека и слышен тоже – музыка и веселый гомон настраивал на праздничный лад. Обойти за один раз юрточный городок никак не получалось: то тут, то там начиналось что-то интересное. Парадное шествие, а на главной сцене – концерт. Мелодии, исполненные на народных инструментах, айтыс акынов, выступление танцевальных ансамблей и традиционных сказителей-декламаторов.

Отдельно устроили сцену для маленьких артистов. А перед каждой из нарядных юрт — свое представление. Здесь пекут угощения, чуть поодаль дети играют в асыки, пока бабушка прядет шерсть, качая колыбель с малышом. У накрытого дастархана собралась дружная компания. Яркие краски национальных костюмов и традиционные ремесла можно было изучать на месте. От бабушки к внучке передавались секреты мастерства ручного ткачества. Как работает станок, на котором создавались века назад и создаются сегодня причудливые узоры тканого полотна, показала руководитель кружка национального рукоделия «Сырмак» Дворца школьников Жаксылык Даурбек. Девочки и женщины во все времена занимались рукоделием, говорит она. А казахские вышивка, войлоковаляние, ковроделие и ручное ткачество сейчас возрождаются.

— Мы общаемся, смотрим, что делают другие, — поясняет важность фестиваля художник Майса Икласова, представившая свои войлочные игрушки и картины. – К тому же, это наша история, которую мы всем показываем. Отличный день — прекрасная погода, интересные гости. Это воодушевляет и вдохновляет. Сам этно-аул издалека виден, душа начинает петь. Мы сразу окунулись в среду красоты и этники!

Красота и этника были представлены не только в ручном ремесле, но и в силе и ловкости. Фурор произвело выступление конно-каскадерской шоу-группы «Nomad». Всадники показали народные наезднические забавы джигитов, традиционные для казахского праздника. А игра «Догони девушку» рассказала, как в степи ухаживали за барышнями, и как барышни могли дать отпор, отходив камчой ухажера на скакуне. Владение луком и стрелами, умение на скаку поднять с земли оброненный девушкой платок, вооруженные поединки, и «армрестлинг» на лошадях – в общем, умели люди раньше отдыхать.

Спортивную программу праздника кочевых традиций продолжили полный накала страстей кокпар, борьба казакша-курес и толкание гири. Можно было и побить рекорд великого борца Кажымукана Мунайтпасова, подняв над собой каменную глыбу. Тот самый камень весил 350 кг, представленный экземпляр – поменьше. Участники совершали попытки, но силачей, подобных Кажымукану, не нашлось. Оторвать от земли валун не удалось никому, его лишь расшатали и уронили. Днем ранее, кстати, свои силы попробовали и местные чиновники – с тем же результатом.

Мастера по стрижке овец состязались в своем умении, беркутчи демонстрировали, на что способны их ловчие птицы. На коров породы казахская белоголовая можно было просто полюбоваться, а с заводчиками казахской борзой тазы — потолковать насчет перспективных щенков.

Гончары, ювелиры, вышивальщики и ткачи творили рядом с юртами. Тут и поглазеть было интересно, и появилась редкая возможность прикупить уникальные вещицы. Потомственный мастер-зергер Даулет Чокпаров, директор Музея прикладного искусства имени Уста Даркембая в Алматинской области теми же инструментами, что держали в руках его предки, наносил традиционную вязь гравировки на отполированные браслеты. Это целая династия, в роду Чокпарова все владели этим умением: Музей прикладного искусства основал его отец Даркембай, известный в Казахстане мастер, прадед Чокпар – тоже был прославленным в Семиречье ювелиром. Даулет Чокпаров пропагандирует казахское народное прикладное искусство, демонстрируя на выставках свои произведения из дерева, кожи, камня и металла. А также собирает старинные народные технологии в национальном ремесле и творчестве.

— Мы привезли небольшую выставку и мастер-класс, — не отрываясь от гравировки, рассказывает Даулет Чокпаров. — Мастер должен «чувствовать» каждый удар по металлу. Я работаю сразу, без эскиза. Так раньше делали умелые зергеры, показывая свое мастерство, приобретенное с годами, начисто нанося рисунок на украшения. И вот, готовы именные браслеты для любимых людей. Ручная работа – это ведь как охранный талисман, а раньше вообще они считались лечебными. Художник вкладывает часть своей души, свою энергию в работу. Тем более каждая гравировка делается индивидуально лишь для одного человека.

Национальную кухню пробовали на выставке «Саркыт». Выставляли на ярмарке и дары нашей природы. Сельхозпродукцию тоже в этот раз представили произведением искусства — чего стоят ажурно вырезанные узоры на арбузах. Мастера карвинга, так называется этот вид творчества, также продемонстрировали свои умения на мастер-классе. Кто уже вовсю налюбовался на красоты бахчевой резьбы, удивился фантазии участников конкурса на самый лучший «арбузный костюм», сыграл партию в арбузные шашки и разобрался во всех сортах зеленых, полосатиков и почти черных спелых плодов, мог смело продегустировать красную сладкую мякоть. Сейчас ведь самая арбузная пора.

В рамках праздника «Ұлы Дала Елi», посвященного 25-летию Независимости Республики Казахстан, провели и Баянаульское биеннале живописцев «Шабыт». Художественный пленэр прошел в Баянауле с 8 по 12 августа, а итоговая выставка — под открытым небом фестиваля.

— На пленэре работал 21 художник, десять из них – павлодарцы, — показывает экспозицию на вершине холма Эльмира Арынова, руководитель экскурсионного отдела областного художественного музея. — Это О.Шуранов, А.Игембаев, К.Нуркенов, Р.Стыбаев, Н.Дауренбеков, Ж.Кабылдинов, Т.Тулеев, А.Оразбаев, К.Катлеев, З.Асылгазина. Были также приглашенные известные казахстанские художники, академики и заслуженные деятели искусств Е.Айтуаров, Т.Батанов, С.Махамбетов, М.Исмагулов из Астаны, живописцы из Семея, Алматы, Караганды и Шымкента. Пяти дней в Баянауле хватило на работу, отдых и обмен творческими идеями. На полотнах – сосны на камнях, утренняя дымка, застилающая горы, причудливые скалы и достопримечательности Баянаула. Все художники показали высокую степень мастерства. Всего было создано 60 произведений, 48 представлены на этой выставке. Они пополнят фонды нашего музея.

Героями дня стали великаны-батыры. Гигантские джигиты в роскошных исторических костюмах приняли участие в театрализованном открытии фестиваля, а потом долго позировали, пока все желающие могли сфотографироваться с ними. Рост 29-летнего актера Руслана Абекова — 210 см. Интервью я записывала, при моих-то 164-х, задрав голову. Раньше Руслан профессионально занимался баскетболом. Сейчас он тренер, и еще работает в костюмированном алматинском театре «Арлан».

— У меня в роду все такие, — улыбается Руслан. — И со стороны отца, и со стороны матери, и дедушки, и прадедушки – все такие высокие. Когда люди хотят с нами сфотографироваться, как с диковиной, меня это нисколько не обижает. Наоборот, я очень рад, что работаю в театре «Арлан». Мы удивляем и радуем людей, у них глаза горят, когда нас в костюмах видят: как будто они в историю попали. Мы показываем, какие были настоящие батыры, наши прадеды. А теперь мы – их продолжение.

Об интересе к традициям и корням говорила солидная очередь, столпившаяся вокруг мастеров, изготавливающих прямо на глазах у всех фамильные знаки, эмблемы рода – тамга. Об их происхождении есть толкования и легенды. Говорят, эти лаконичные в изображении знаки-печати пошли с незапамятных времен, от имен предков-основателей родов. Эти древние кочевые племена потом объединились, вплетая свою историю в ветви жузов. А после стали мощным стволом общего родового дерева единого этноса Казахстана.

Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, газета «Наша Жизнь» №34, 25.08.16

Вас заинтересует