Menu

Дело жизни

Дело жизни

«Я знаю, что историю не будут писать без фотографий»

Д.П. Багаев

 

23 июля исполнится 58 лет со дня смерти Дмитрия Поликарповича Багаева - краеведа, летописца Павлодарской области, основателя Павлодарского областного историко-краеведческого музея им. Г.Н. Потанина. Первый профессиональный фотограф Павлодара, оставивший после себя уникальную коллекцию исторических фотографий об этнографии казахского народа начала 20 века, архитектуре старого Павлодара. Им же запечатлены годы ВОВ в жизни павлодарцев, целинная эпопея, живописные пейзажи степных просторов и причудливых гор Баянаула и великое множество семейных снимков, сделанных в павильоне.

 

Д.П. Багаев родился 5 сентября 1884 года в деревне Туманы, Вятской губернии, в бедной крестьянской семье. Здесь же прошло его детство. Он рано лишился отца, и с девяти лет ему пришлось идти работать. В пятнадцатилетнем возрасте Дмитрий прибыл в Павлодар. За плечами юноши было пять классов начальной школы и огромная мечта стать художником. Работает сначала рассыльным в горнопромышленном обществе, затем писарем в конторе купца А. Дерова. Здесь у него появляется возможность научиться обращаться с диковинной по тем временам техникой – фотоаппаратом. В 1903 году Дмитрий едет в Омск. В Омске Багаев два года работает и обучается у профессионала Василия Коркина. Молодой фотограф был радушно встречен фотохудожником. Багаев увидел, как фотографическое ремесло в руках настоящего мастера становится искусством.

В 1905 году Багаев возвращается в Павлодар и открывает здесь первый профессиональный фотосалон. Вскоре каждый житель Павлодара будет считать за честь сделать памятный снимок в павильоне Дмитрия Багаева.

С 1911 года Багаев выступает на Всероссийских фотографических выставках. На Всероссийском конкурсе художественной фотографии в 1913 году ему была присуждена наивысшая награда того времени - «Гран-при». Позже становится членом-корреспондентом Западно-Сибирского отделения Русского географического общества.

Д.П. Багаев был разносторонней и увлечённой личностью. Он изучал историю, этнографию и культуру казахов. В своих дневниках фотограф писал: «Уникальный кочевой образ жизни казахов на наших глазах канул в вечность». Осознавая всю важность исторического момента, он совершает с фотоаппаратом путешествия по Павлодарской области. Багаев старался сочетать в снимках художественные и научно-познавательные достоинства. В работах застыли моменты повседневной жизни народа, их живые жесты и характерное выражение лица. Показал в снимках одежду, головные уборы, обувь, тончайшие ювелирные узоры, резьбу на шкафчиках и дверях юрты, процесс изготовления убранств юрты и многое другое. Ценность снимков заключается в их непосредственности, правдивости и документальности. В беседе со старожилами записывал народные легенды и сказания.

В 1930-1931 годах ОСОАВИАХИМ организовал научно-исследовательские, просветительские экспедиции вглубь степей Баянаульского района. Одним из организаторов и участником стал Д.П. Багаев. На страницах его дневника мы читаем: «…в течение 45 дней экспедиции мы побывали в Экибастузе и проехали по степным речкам «Чедерта» и «Улента», посетили самые глухие уголки области… С нами была кинопередвижка (первая в далёкой степи)… На нашу долю выпала честь первыми показать электролампочку Ильича и кинокартину «Счастливый червонец»… Я привёз до 700 негативов, сделал снимки еще не подвергавшегося культуре кочевого быта…»

В одной из экспедиций принимал участие известный художник-архитектор, специалист по орнаменту национальностей Евгений Клодт. После чего издательство «Искусство» в 1939 году выпустило цветной альбом «Казахский народный орнамент». В него вошли рисунки национального орнамента, вышивок, а также кочевой утвари, собранных в Баянаульском районе.

В экспедициях Багаев выступает не только в роли фотографа, но и становится краеведом-исследователем. Вот его запись о Баянаульской экспедиции, сделанная в путевом дневнике за 9 августа 1930 года: «Мы прибыли на большое и многоводное озеро Жарлыкуль. Озеро имеет больше 2-х километров длины и не менее 1-го километра в ширину. На северо-западной низменной стороне озера стоит прикочевавший аул из 14 юрт, на южном высоком берегу майкаинская рыболовная артель. На озере в изобилии водятся утки и другая дичь, а в озере рыболовная артель и прикочевавшие казахи ловят сетями большое количество карасей, достигающих величиной до 25 сантиметров.

Лето засушливое, но последние дни идут дожди. Отсюда хорошо видны Баянаульские горы, сегодня ненастье, они окутаны облаками…»

Все исторически значимые события, происходившие в эти годы в Павлодарском Прииртышье были отражены в его бесценных фотографиях. Одним из таких событий в Павлодаре стало открытие палеонтологического памятника природы «Гусиный перелёт».

На его снимках запечатлён рабочий процесс раскопок на «Гусином перелёте». Багаева очень интересовал Иртыш. Он подробно изучает все имеющиеся научные сведения по палеонтологии. Внимательно следит за проходившими здесь палеонтологическими экспедициями. Знакомится с директором палеонтологического института, профессором Юрием Александровичем Орловым.

Дмитрий Багаев осознавал важность изучения этого памятника. Подтверждением тому служит отрывок из его статьи в газете «Большевистский путь» за 1949 год: «К нашему сожалению, редко кто из павлодарцев обращает внимание на окаменевшие кости, встречающиеся в окрестностях города, и пока очень немногие по-настоящему оценивают то, что может открыться здесь внимательному взгляду».

В 1929 году все находки с «Гусиного перелёта» были увезены в Москву, но благодаря Багаеву в Павлодаре остался полный скелет лошади гиппарион, череп носорога хилотерия, фрагментарные остатки антилоп, жираф, гиен, страусов и других древних обитателей. Сегодня они представлены в Областном историко-краеведческом музее им. Г.Н. Потанина в зале палеонтологии.

С особой любовью он относился к природе. Как фотохудожника Багаева привлекает красота пейзажей Баянаула. В этот период он делает много художественных снимков. На них запечатлены природные объекты, с которыми связано множество легенд и сказаний. Это скала напоминающая голову сказочного персонажа Бабы-Яги, озёра Жасыбай и Торайгыр. Запечатлевает степные просторы и мирно пасущиеся табуны лошадей. С подлинно художественным вкусом вписанные в снимки ландшафты с прекрасно проработанным изображением Баянаульских скал и по прошествии восьми десятилетий воспринимаются  как искусные миниатюры.

В 1936 году он принимает активное участие в создании областного отделения Общества изучения Казахстана. Из дневников Багаева: «Задавшись целью дать что-либо полезное городу Павлодару мы с товарищем Семеняк (директором педучилища) обратились в райком и при его помощи добились организации Павлодарского отделения Общества изучения Казахстана». Работа по изучению края велась уже целенаправленно. В 1939 году Багаев принимал участие на краевой конференции Общества изучения Казахстана.

Летом 1941 года Багаев выезжает в Омск. Его цель – это сбор материалов по истории Павлодарского края в Омских музеях, работа в архивах. С этого момента он начинает работу в Омском областном архивном управлении. Здесь он делает конспекты из архивов Ямышевской комендантской канцелярии 1740 года, из книги указов, изучает и конспектирует географо-статистические словари.

В 1942 году осуществляется давняя мечта Багаева - создание в Павлодаре краеведческого музея. Он же становится первым директором музея. Огромный «фотобагаж», скопившийся к тому времени, стал основой экспозиции будущего музея. Из дневников Багаева: «…мною собраны материалы к истории Павлодарского края, подобранные в хронологическом порядке, освещая все этапы с глубокой древности до Октябрьской революции. Эти материалы составляют солидную рукопись…». Он полностью посвящает себя музейной работе. И уже в 1946 году двери новой экспозиции были открыты для посетителей.

В 50-х годах Багаев совершает поездки в города Свердловск, Новосибирск, Тобольск, где также работает в библиотеках, музеях и архивах. Собирает по крупицам ценные сведения по истории Павлодарского края. В Тобольске делает выписки из трудов П. Палласа, Георги и Фишера, держит в руках двухтомник «Истории Сибири» Ф. Миллера. В Омске делает выписки из трудов Фёдора Усова «Статистическое описание Сибирского казачьего войска». Смотрел он и такие издания как «Материалы для истории Сибири» Г.Н. Потанина, «Сибирь как колония» Словцова, «Киргизский край», «Азиатская Россия» и другие. Изучает печатные издания и газеты XIX-XX вв.

В 1952 году организовывает краеведческую экспедицию вдоль Иртыша до Железинки и обратно через Иртышск. На протяжении всего пути он делает записи об истории образования поселений, возникших на Иртыше. Даёт физико-географическую характеристику Иртыша, а также указывает места выходов на поверхность костей древних животных. Так был собран дополнительный информационный и краеведческий материал о районах области.

До конца своей жизни Дмитрий Поликарпович работал в должности директора Областного историко-краеведческого музея. В наши дни Павлодарский краеведческий музей входит в тройку лучших музеев Казахстана. Сегодня Дмитрия Багаева с уверенностью называют классиком казахстанского фотоискусства. Всю жизнь он посвятил делу создания документальной хроники Павлодарского Прииртышья. Коллекции снимков Багаева служат ценнейшим пособием для краеведов, историков, археологов, этнографов, палеонтологов, архитекторов. Фотографии мастера вошли в качестве иллюстраций в многочисленные книги по истории Павлодарского Прииртышья.

Надежда МАЙБА, специалист Дома-музея Д.П. Багаева, газета «Наша Жизнь» №29, 21.07.16

Наверх
Assembled by Nebel