Menu

Ты туда не катайся, ты сюда катайся!

Ты туда не катайся, ты сюда катайся!

В Павлодаре значительно потеплело, а значит – началось! Кто-то из горожан с радостью седлает двухколесных коней – привет, «покатушки»! Пешеходы прощаются со спокойными прогулками, жалеют об отсутствии у себя зеркал заднего вида и вспоминают навыки резкого отпрыгивания в сторону. Участники дорожного движения готовятся к обмену «любезностями»: «водятлы» против «хрустиков» и «кеглей» - кто кого? В общем, велосезон открыт.

В 2013 году велосипедистам запретили появляться на павлодарской набережной. Точнее, на ее нижнем ярусе, установив специальные знаки. Для любителей покрутить педали оборудовали одну велодорожку на верхнем ярусе, где также разместили знаки, разрешающие езду на двухколесном транспорте. Условия для катания на велосипеде есть также на базе «Зеленая роща» и на дорожках новой лыже-роллерной трассы «Ертiс». Если нет соревнований или подготовки спортсменов, то велосипедистам-любителям можно спокойно покататься там.

А с 2015 года (материал НЖ№22, 04.06.15) казахстанским велосипедистам запретили ездить по тротуарам. Об этом гласят новые Правила дорожного движения. В пункте 24 говорится, что «Велосипеды… двигаются по крайней правой полосе в один ряд или по обочине, если это не создает помех пешеходам. Колонны велосипедистов… при движении по проезжей части дороги должны быть разделены на группы по десять велосипедистов… для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять восемьдесят-сто метров». Нарушителей по закону положено штрафовать на 5 МРП.

Упростили ли новые порядки жизнь велосипедистов, пешеходов и автомобилистов? Ведь каждый человек за день может легко побывать и тем, и другим, и третьим.

Как выяснилось, всем страшно. Пешеходы, как самые незащищенные и «бестранспортные» граждане, как правило, негодуют и пребывают в страхе быть сбитыми. Автомобилисты тоже не в восторге: не ровен час, пришибешь случайно лихача на двухколесном транспортном средстве.

Сами велосипедисты тоже боятся выезжать на проезжую часть – хоть велосипед и транспорт, а хулиганов в авто на дорогах тоже хватает. К тому же, серьезные велосипедисты нередко обвиняют прокатчиков, которые сдают транспорт в краткосрочную аренду всем подряд. Вот среди них-то, мол, и попадаются несознательные граждане, которые не знают ПДД. Ну и на мировой опыт кивают – типа, там вот везде на экологичном транспорте ездят, и все нормально.

Прокатчики кивают на горожан: наше дело сторона – мы сами не катаемся, и за ездоков ответственности не несем. Неоднократно поднимался еще один важный вопрос: многие из прокатчиков не знают (либо лукавят), что по закону нельзя требовать у людей документы, удостоверяющие личность. Эта норма в силе с 2013 года: за полученные в залог документы предусмотрена административная ответственность. В списке - 11 видов удостоверяющих личность бумаг, в том числе паспорт и удостоверение личности гражданина РК, вид на жительство иностранца в Казахстане, а также свидетельство о рождении.

К слову, эти и другие документы из перечня являются собственностью государства. Новый закон о документах повлек за собой изменения в адмкодексе. В статье 379 КОАП РК четко прописано: незаконное изъятие у физических лиц документов, удостоверяющих личность, а равно принятие их в залог наказуемо. На первый раз нарушителя предупредят. А тех, до кого доходит не сразу, оштрафуют на 10 МРП. За незаконное изъятие у физических лиц документов, удостоверяющих личность, должностными лицами предусматривается взыскание в 15 МРП. Но даже зная о нарушении закона, люди сами доверяют личные документы, по сути, первым встречным. Хотя по правилам, за временное пользование чем-либо нужно платить, а личные бумаги показывать лишь для оформления квитанций об оплате услуги.

Летом прошлого года ресурс velonews.kz сообщил, что в Мажилисе Парламента Казахстана работают над новым проектом закона «О внесении изменений в Закон Республики Казахстан «О дорожном движении». Однако пока вопрос так и остается открытым. Что велолюбители предлагали изменить? Например, ту часть правил, которая касается перевозки на велосипедах детей до 7 лет. Сейчас это запрещено. Предыдущие правила позволяли катать детишек на специально оборудованных сиденьях с надежными подножками. Эту норму и хотят попросить вернуть в закон.

Также казахстанские велосипедисты намерены уточнить, с какого возраста можно ездить на велосипедах по проезжей части. Раньше было сказано – с 14 лет, сейчас – о возрасте вообще ни слова! Активисты казахстанских велодвижений предлагают дать возможность ездить по тротуарам детям до 14 или даже до 16 лет, если это не представляет помехи для пешеходов. Также на рассмотрении предложение об использовании велосипедистами полосы для общественного транспорта с правого края дороги.

Павлодарец Владимир Булахов - администратор интернет-сообщества «Free2Ride». Этот паблик ВКонтакте - лишь один из клубов велосипедистов нашего города. В группе любителей велопрогулок более 900 участников.

- Велосезон в Павлодаре открыли еще в конце апреля, - говорит Владимир Булахов. – Однако велодорожкой на Набережной мы не пользуемся после того, как там везде понаставили знаков. Мало места и смысла нет кататься по кругу, тем более, группа в 10-15 человек на этой дорожке просто не поместится. Там и пешеходы с детьми часто гуляют. В парках тоже не катаемся – дети могут выбежать под колеса. Мы предпочитаем выезжать за город, где можно в безопасности проехать немалое расстояние, – потихоньку вдоль дороги едем по обочине.

С запретом на езду велосипедистов по тротуарам Владимир согласен. Говорит, сам гуляет с маленьким ребенком, и несколько раз бывало, когда чуть в коляску не влетали лихачи на двухколесном транспорте.

- Мы планируем обратиться в акимат с письменным предложением добавить велодорожек в городе, - говорит о планах велосипедистов Павлодара Владимир Булахов. - На тех улицах, ширина дорог которых позволяет: Кутузова, Торайгырова, Сатпаева. И обозначить, что это дорожка для велосипедистов. Я сам и пешеход, и велосипедист, и автомобилист, поэтому все проблемы знаю. Порой едешь и боишься задеть или сбить велосипедиста. Знаю также, что есть люди, которые не прочь подставить велолюбителя - подрезают или прижимают к тротуару. Разных людей на дороге хватает.

Павлодарские велосипедисты говорят, что для общего удобства и развития велоспорта и просто здорового образа жизни нужны новые велодорожки. Правда, есть опасения, что они сразу будут заняты припаркованными машинами.

- Я был прошлым летом в Алматы, там не ставят машины на велодорожках у обочины - полицейские сразу штрафуют! А у нас пока все привыкнут на дороге соблюдать правила, нам, велосипедистам, придется выезжать на проезжую часть. Как прививать культуру вождения? На странице нашего сообщества есть правила дорожного движения для велосипедистов: там все расписано. А те, кто серьезно занимается велоспортом, и так все знают – спорт не допускает нарушения порядка. Я считаю, что все должны соблюдать правила и уважать друг друга на дороге, - уверен Владимир Булахов.

Ирина КОВАЛЁВА, фото автора. Газета «Наша жизнь» №21, 26.05.16

Последнее изменениеПятница, 27 мая 2016 17:17
Наверх
Assembled by Nebel