Четверг, 28 марта
Меню

Сохранить «Гусиный перелет»!

  • Ирина Ковалёва
  • 24170
Сохранить «Гусиный перелет»!

В художественном музее открылась уникальная выставка «Гусиный перелет». В зале – около ста экспонатов: объектов истории, живописи, фотографии. Совместный проект Павлодарского областного художественного музея и Павлодарского Дома Географии впервые объединил ученых, биологов, художников и музейщиков города. Основной лейтмотив выставки — проблема сохранения всемирно известного палеонтологического местонахождения гиппарионовой фауны «Гусиный перелет».

Памятник природы «Гусиный перелет», о котором говорится на выставке, расположен неподалеку от художественного музея – на берегу Иртыша. Этот обрыв, о который бьются волны реки, стал знаменитым в 1928 году, когда московский палеонтолог Юрий Орлов начал здесь раскопки. Были обнаружены тысячи костных останков древних млекопитающих плиоцен-миоценового возраста. При вскрытии археологами Палеонтологического института лишь небольшой части берегового слоя были найдены останки не менее 20 древних оленей, 40 жирафов, 130 носорогов, 200 гиппарионов, сообщают специалисты. Гусиный перелет стал знаменит не только в СССР, но и во всем мире: останки богатой фауны неогенового периода, а это период от 25 до 2 миллионов лет назад, оказались неисчерпаемыми. К тому же, это захоронение самое крупное.

В экспозицию, посвященную «Гусиному перелету», вошли более 50 произведений живописи, графики известных павлодарских художников: М.Колмогорова, А.Гулина, П.Величко, А.Дьячкова, З. Соболевой, Л.Брюммера, А.Черкасского, С.Рандярв из фондов Павлодарского областного художественного музея. Уникальные фотоснимки редких птиц Прииртышья представил член ПавГео Каиржан Жакенов. Наряду с произведениями известных мастеров изобразительного искусства, в экспозицию вошли работы молодых художников Павлодара, созданные на пленэрах, посвященных Дню Иртыша. На выставке представлены ценнейшие находки палеонтологического памятника природы «Гусиный перелет» из музея ПГПИ и Павлодарского историко-краеведческого музея им. Г.Потанина.

— Мы впервые смогли соединить искусство и науку, — говорит об экспозиции куратор выставки Майя Хусаинова. — Большая часть экспозиции – из фондов нашего музея, замечательные полотна старейших художников Павлодара – самая настоящая академическая школа живописи, которая, к сожалению, уходит. Это гордость казахстанского изобразительного искусства. При работе над этим проектом произошла удивительная история. Наш город имеет историю, у него есть и прошлое, и будущее. А наша задача – помнить и передавать это молодому поколению.

Некоторые живописные работы в зале представлены в оригинальных, старинных рамах. Кстати, для этой выставки был один забытый портрет, который принадлежит кисти Абрама Черкасского, основоположника казахстанский профессиональной школы живописи. Это портрет профессора В.Н.Шнитникова, его имя сегодня тоже забыто, сетуют искусствовед.

— Тема нашего проекта дает возможность вспомнить этого человека, великого ученого прошлого века, который большую часть своей жизни провел в Казахстане. У него замечательные очерки и сборники о природе и животном мире Семиречья, изданные в начале 20 века, — отмечает М.Хусаинова.

На выставке представлены 38 снимков павлодарского фотолюбителя, члена ПавГео Каримжана  Жакенова. Объектом его внимания стали птицы Прииртышья. В 2013 году Жакенов стал победитель конкурса «Бёрдинг – поймай птицу», а в 2014 году в художественном музее прошла его персональная фотовыставка «50 пернатых земляков».

— Я фотографирую птиц Павлодарского Прииртышья пятый год, — говорит Каримжан Жакенов. — Они такие красивые, их так много. Иногда больше, иногда меньше, я решил узнать – в чем причина. Помимо прочих, я снял 11 уникальных птиц, которые занесены в Красную книгу. Например, беркут, степной орел, савка, орел-могильник, черноголовый хохотун – такой вид чайки, кудрявый пеликан, журавль-красавка. Интересно, что кудрявого пеликана я поймал в объектив за химзаводом на водоемах Былкылдак и Сарымсак, а также на озерах в Пограничнике.

Фотоохота на птиц, рассказывает Жакенов, происходит, чаще всего, из машины. Человека птицы пугаются, а автомобиль могут подпустить к себе поближе. Фотолюбитель опускает стекло, прикрепляет к специально оборудованному кронштейну фотокамеру и начинает съемку.

Инициатор выставки, директор Павлодарского Дома географии Александр Вервекин пояснил: общественники уже два года сотрудничают с художественным музеем. Миссия Дома географии – пропаганда знаний в сфере географии и близких ей наук, а музей имеет огромный опыт и потенциал, умение грамотно и профессионально подать визуально информацию.

— Трудовые отряды следят за состоянием «Гусиного перелета», но, тем не менее, того достойного ухода, который заслуживает этот памятник природы, пока нет. В преддверии ЭКСПО-2017 власти все больше уделяют ему внимание, и мы надеемся, что там будет либо парк, либо рекреационная зона – ведь проектов было много. Объединение для этой выставки разных учреждений и организаций показывает, что Гусиный перелет не только пережил другие памятники природы, но и объединил людей. Нужно сделать так, чтобы нам, павлодарцам, не было за него стыдно, — считает А.Вервекин.

Ученые говорят, в мире мало таких объектов, которые могли бы сравниться с «Гусиным перелетом» по важности для человечества. Это место имеет большое научное значение, оно и сделало ему имя в науке палеонтологии, в эволюции живых организмов, в геологической науке стратиграфии о возрасте горных пород.

—  Мне посчастливилось увидеть людей, которые начинали работать здесь, – говорил на вернисаже доктор биологических наук, профессор ПГУ Канат Ахметов, — Я застал Кузнецова, опубликовавшего работы о фауне этого места. Я бывал в экспедициях с известным геологом Николаем Костенко, определившим возраст Гусиного перелета. Это и советский ученый Вячеслав Чахвадзе, который впервые изучал на территории Гусиного перелета фауну черепах. Благодаря ему в биологическом институте Грузии находится множество экспонатов, найденных здесь. Могу добавить, у нас в Павлодаре хранится примерно 10% от того, что имеется в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Тбилиси, Алматы. В наши дни палеонтологический отряд пединститута занимается материалами Гусиного перелета и музеифицирует их. Считаю, что эта выставка еще раз обращает наше внимание на знаменитый памятник природы и проблемы его сохранения.

Большая часть материалов увезена, но частица этого разнообразия представлена и в Павлодаре – краеведческом музее и музее ПГПИ. Научный сотрудник Павлодарского областного историко-краеведческого музея Георгий Пересветов, рассказывая о Гусином перелете, напомнил: 18 апреля в мире отмечается Международный день памятников. А Гусиный перелет получил статус памятника республиканского значения и поставлен на охрану государства. Пересветов призвал беречь нашу историю, прошлое и памятники.

— Исторических памятников у нас множество: это археологические памятники царского времени, и остатки мавзолеев средневековья золотоордынского периода. Но история Павлодара и Павлодарского Прииртышья, прежде всего, ассоциируется с памятником «Гусиный перелет», — говорит Георгий Пересветов. — В области известно не менее 22 мест нахождения неогенового периода. Чем же уникален именно «Гусиный перелет»? В отличие от всех мировых памятников, здесь обнаружено самое большое количество захоронений костных останков древних неогеновых животных. Гусиный перелет начали исследовать с 1929 года, раскопки продолжены в 70-х годах, и до сих пор он не исчерпан! До сих пор там обнажается костеносный слой. Сейчас известно более 60 различных видов животных того времени, которые обитали на этой территории. «Гусиный перелет» является международным эталоном, его знает каждый палеонтолог мира. С ним ведется сравнительный анализ, этим он и знаменит.

В дни открытия выставки на «Гусином перелете» провели субботник для уборки мусора. Странно представить людей, которые кидали бы окурки и бутылки в музее, или вываливали бы мешки с хламом у подножия старинных памятников. Увы, но «Гусиный перелет», хоть и имеет статус памятника природы и охраняется государством, и является, по сути, музеем под открытым небом, стал жертвой доступности и безнаказанности. Сохранив за миллион лет свидетельства жизни древней фауны, какой культурный слой он представит потомкам – на память от жителей 20-21 веков нашей эры?

Вас заинтересует